ГОМИЛЕТИКА - Страница 6

Так, в древнем Уставе преподобного Пахомия Великого говорится об обязательном церковном проповедании слова Божьего три раза в неделю, а действующий в РПЦ Типикон рассматривает проповедь наряду с чтением Священного Писания, молитвословиями и песнопениями как элемент православного богослужения. Звание проповедника слова Божьего требует от пастыря соответствующих знаний, а следовательно, и предварительной подготовки. Вопрос о необходимости предварительной подготовки к проповедническому служению положительно решается на основании Священного Писания. Из евангельской истории известно, что Христос, посылая апостолов на проповедь, наставлял их относительно особенностей их будущего служения (Мф. 10:5–42). Так поступали и апостолы, заповедуя своим последователям дело евангельской проповеди. В апостольских Посланиях к Тимофею и к Титу запечатлены руководственные наставления апостола Павла, содержащие учение о достойном прохождении пастырского и проповеднического служения в церкви. Апостол Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Слова «вникай в себя и в учение» указывают на необходимость созидания высоких нравственных и умственных качеств пастыря-проповедника. Для духовного руководства паствы от проповедника слова Божьего требуются глубокие и многообразные познания в соответствующей сфере человеческой жизни. Григорий Богослов восклицает: «...Особенно в многочисленном собрании людей всякого возраста и разных способностей, которое, подобно многострунному органу, требует неодинаковых ударений, трудно, говорю, найти слово, которое бы всех наставляло и озаряло светом знания». Св. отец удивляется тем, кто с дерзновением, без соответствующих знаний, приступают к «раздаянию слова». Поэтому «не знающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить». С чего же должна начинаться подготовка пастыря-проповедника? Св. отцы советуют, прежде всего, обратиться к учению Того, Кто не учился тому, чему всех научил, – к Иисусу Христу (Мф. 23:10). Источник научения Божественным истинам – слово Божье. На протяжении всей истории церкви от кандидатов священства (будущих церковных проповедников) требовалось основательное знание Священного Писания. Это требование было обусловлено тем, что проповедь в своём существе есть продолжение благовестия Спасителя и Его апостолов. Папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов) говорит, что Слово Божье придаёт проповеднику силы для совершения обязанностей своего звания, освежает в нём чувство благочестия, которое так скоро черствеет от обращения в свете, и наперекор влиянию житейской суеты, приводящей преждевременную дряхлость, окрыляет дух его изображением славы небесного отечества. Предмет, которому проповедники должны уделять особенное внимание, – творения св. отцов и учителей церкви. Изучение святоотеческих творений необходимо для правильного понимания духа и смысла Священного Писания. Эта необходимость вытекает из того, что не все истины содержатся в нём явно: одни выражены прикровенно, другие недостаточно ясно и выразительно.

 



 
PR-CY.ru