ГОМИЛЕТИКА - Страница 5

Епископ Никодим (Милаш) поясняет, что в строгом смысле речь в этом правиле идёт о публичной проповеди догматического содержания. Право учить народ истинам веры Основатель церкви передал апостолам (Мф. 28:19), а те, в свою очередь, – епископам (1 Тим. 3:2). Епископ Никодим продолжает: «Кроме епископов и ими уполномоченных священников, никому больше, по божественному праву, не дозволено, следовательно, произносить публичные проповеди догматического содержания». Однако «Церковь всегда с благодарностью принимала..., когда отдельные учёные и благочестивые миряне отдавались разработке церковной науки», когда они, как учителя в школах, как главы в семьях, как руководители обществ, «стремились к тому, чтобы подлежащие их руководству лица усвоили христианское учение». Канонические постановления Вселенской церкви содержат юридическую формулировку святоотеческих наставлений об учительстве как о безусловной обязанности пастыря. Апостольское правило 58 гласит: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию, да будет отлучён. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Трулльское правило 19 канонически устанавливает пастырскую обязанность проповедания слова Божьего. Карфагенский собор (419 г.) правило 123 (137) определил удалять от общения нерадивого епископа, если он не возвещает правильного учения догматов не только верным, но и неверным. Источники права Русской православной церкви указывают на учительство как на главную пастырскую обязанность. Действующий Устав РПЦ одной из задач правящего архиерея в управлении епархией провозглашает наблюдение «за состоянием церковной проповеди» (Устав, 2000. X 1. 18 ч). В обязанности настоятеля храма входит «организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода» (XI 1. 20 д). Высокие требования относительно обязательности пастырского учительства объясняются тем, что пастыри церкви при хиротонии получают особенные полномочия и дарования Святого Духа к совершению этого вида церковного служения. В совершительной молитве таинства Священства рукополагаемому испрашивается благодать «вествовати Евангелие Царствия» Божия, «священодействовати слово истины». Основанием этой молитвы служит обетование Христа апостолам о даровании им особенной, благодатной помощи в служении Евангелию: «...Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). История церкви свидетельствует о непреложности обетования Спасителя. После сошествия Святого Духа на апостолов первая же проповедь апостола Петра имела такую благодатную силу, что обратила ко Христу около 3 тыс. человек (Деян. 2:41). Благодать учительства даётся и всем преемникам апостолов – пастырям церкви. Поэтому неучительность пастыря есть не только служебно-дисциплинарный недостаток, но и «оставление втуне дарованной благодати», «неисполнение Божественного поручения, ибо Бог поручил Церкви преподавать Своё учение и утверждать людей в благочестивой жизни». Таким образом, обязательность проповедания слова Божьего вытекает из понимания проповедничества как одного из видов деятельности церкви в мире. На это указывают богослужебные уставы, относящиеся к общественному богослужению.

 



 
PR-CY.ru