ГОМИЛЕТИКА - Страница 3

Страсть к состязаниям и словопрениям, согласно апостолу, не приносит никакой пользы, но причиняет большой вред: от неё происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения (1 Тим. 6:4). В этом предостережении нетрудно видеть черты современной апостолу риторики, приёмами которой увлекались некоторые проповедники. Однако, порицая злоупотребление приёмами языческой риторики, апостол Павел нисколько не отрицает участия естественных способностей человека и применения научных знаний в проповедническом служении. Он сам обнаруживает познания в области классической греческой литературы: в Тит. 1:12 цитируется изречение критского стихотворца (обычно отождествляется с философом Эпименидом, жившим в VI в. до н.э.); в 1 Кор. 15:33 – цитата из «Таис» Менандра; фраза в Деян. 17:28 «мы Его и род» (как считают исследователи) по всей видимости, взята из посвящённого Зевсу стихотворения Арата, поэта и астронома, хотя, возможно, и из сочинения неизвестного иудейского автора. Гомилетика рассматривает множество вопросов, имеющих важное значение для проповедника слова Божьего, однако первым является вопрос о том, каким должен быть человек, избираемый на проповедническое служение. Во время Своей земной жизни Иисус Христос избрал для спасительного благовестия миру сначала двенадцать, а затем семьдесят апостолов. Но и после отшествия Спасителя к Богу Отцу церковная проповедь продолжает быть жребием избранников Божьих: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё. И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями...» (Еф. 4:10–11). Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) видит в этих словах апостола Павла указание на виды церковного учительства и лиц, избираемых для спасительного благовестия. Первенство по высоте и полноте учительной власти в церкви всегда принадлежало апостолам. Второе место после них занимали представители пророческого служения, как, например, пророк Агав (Деян. 11:27–28; 21:10–11). Третье – благовестники: те, чья проповедь ограничивалась пределами определённой местности; к ним Иоанн Златоуст относит Акилу и Присциллу (Деян. 18:2, 18, 26; Рим. 16:3–4), апостола от семидесяти и его жену. Замыкали этот ряд пастыри и учители, которые не переходили с места на место, но занимались, как апостолы от семидесяти Тимофей (1 Кор. 4:17; 16:10 и многие другие) и Тит (Тит. 1:9 и сл. и др.), с вверенной им паствой. При различии дарований все эти лица имели одно дело: руководили других к спасению и совершенству. На это великое дело избирались лица, наделённые особыми полномочиями посланников Божьих (ср.: Рим. 10:15). По мере устроения церкви и богослужебных собраний постепенно образуется категория лиц, занимающихся только церковным учительством и обладающих соответствующими духовными дарованиями. Чрезвычайный дар учительства в первенствующей церкви проявлялся в виде глоссолалии, профитии (пророчества) и дидаскалии. О глоссолалии впервые упоминается в Деян. 2:4: «...И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». По мнению многих исследователей (в том числе Николая Ивановича Барсова), здесь надо видеть указание на внезапно дарованную апостолам способность говорить на различных языках, чтобы научить Божественной истине все народы.

 



 
PR-CY.ru