Словарь по христианству Г ГОМИЛИЯ

ГОМИЛИЯ

ГОМИЛИЯ – речь в собрании, беседа со многими; аналитико-экзегетическая форма проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания. Является наиболее древней формой проповеди. Известны два типа. Первый – древнейший (апостольских времён) вид христианской храмовой проповеди, преимущественно речи тех пастырей-пресвитеров, которые не получили школьного образования, но, глубоко уверовав в истины христианства, излагали и объясняли их языком безыскусственным и простым, представлявшим прямую противоположность так называемому слову (логос) – форме ораторски-искусственной проповеди (см. Гомилетика). Второй – со времени правильного устройства в первобытной церкви однообразного чина литургии с обязательным чтением в определённом порядке священных книг Нового Завета именем гомилией стали называться беседы пастырей на литургии, следовавшие непосредственно за прочтением Священного Писания и содержавшие в себе обязательно истолкование прочитанных мест (так называемых перикоп). Иногда, кроме перикоп, за литургией в последовательном ряде гомилии объяснялись и целые книги Священного Писания, не только Нового, но и Ветхого Завета, глава за главой, стих за стихом. Истоки подобной «беседы» восходят к ветхозаветному субботнему богослужению, содержавшему как обязательный элемент чтение и истолкование прочитанных отрывков. В такой форме гомилия практиковалась Иисусом (Мф. 13:54, Лк. 4:16–21 и др.) и апостолом Павлом (Деян. 20:7–11). Первоначально термин обозначал речь в собрании, «беседу со многими», но по мере хронологического развития толкование термина претерпело несколько изменений. Древнейшей из сохранившихся до нашего времени церковных гомилий признаётся так называемое «второе послание Климента, епископа Римского, к Коринфянам», найденное в 1875 г. в составе 12 глав и изданное Вриеннием. Оно названо «посланием» лишь потому, что эта гомилия во многих списках была разослана из Рима в другие церкви. В отличие от слова и поучения гомилия не имеет ясно сформулированной темы (ею является собственно истолковываемый фрагмент текста). Этот же текст обуславливает и метод гомилии: отличие от тематических форм проповеди в ней преобладает не синтез, а анализ (как логическая операция). Жанру характерно отсутствие чётко выраженной собственной структуры, которое проистекает из тесной связи с текстом Священного Писания. Это диктует построение классической гомилии, которая создаётся последовательностью стихов комментируемого фрагмента (или перикопы). Избранный текст сначала разбивается на части (стихи), а затем по этим частям анализируется (истолковывается). Характерной чертой гомилии является также доступность содержания широкому кругу слушателей, общедоступность предлагаемых толкований, что отличает её от научных экзегетических трактатов. Ориген (около 185 – 254 гг.), в форме гомилий (из них сохранилось свыше 200) изъяснивший почти всё Священное Писание, своим примером на долгое время узаконил этот тип проповеди. На Востоке в IV в. лучшими представителями экзегетической гомилии служат Василий Великий (около 330 – 379 гг.) и особенно Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.), который довёл этот тип проповеди до высшей степени совершенства (от него до нас дошло более 800 гомилий). На Западе главными представителями гомилий в патриотический период служат Иларий Пуатьерский, блаженный Августин (354–430 гг.) и папа Римский Григорий Великий (590–604 гг.). В Средние века на Западе этот род проповеди носил название постиллы (т.е. беседы, сказанной post illa verba Scripturae Sacrae – после оных (прочитанных на литургии) слов Священного Писания). Наиболее замечательными средневековыми постилляторами признаны Бонавентура (около1216 – 1271 гг.) и Николай де Лира (1270 – 1349 гг.). Название постиллы гомилия удержала на Западе и в Новое время, в эпоху Реформации: этим именем (Postillen) назвал свои гомилии Мартин Лютер (1483–1546 гг.). Во Франции в Средние века гомилия называлась проной (prone). В V в. появились первые собрания гомилий – Гомилиарии. В VII–VIII вв. на Западе проповедническая деятельность стала переживать упадок, и в 782 г. император Карл Великий (742/747 – 814 гг.), который желал её возродить, приказал составить сборник лучших древних гомилий, чтобы они служили образцами для создания новых. В XIII в. гомилия была вытеснена тематической проповедью, которая строилась в соответствии с правилами логики и риторики.

 
PR-CY.ru