ГОЛУБИНСКИЙ Фёдор Александрович - Страница 2

В «Общем введении в философию» Ф.А. Голубинский изложил своё видение философии как особого прорыва человеческого духа навстречу истине, как любви к мудрости (но сама София-премудрость даруется свыше Творцом лишь достойным принять сверхъестественное Откровение). Концепцию философии Ф.А. Голубинский ограничивал познанием бытия Существа Высочайшего (Бога), природы и человека. По его мнению, любой человек априорно обладает знанием о едином и единственном бесконечном существе (Боге), и эту идею, данную сознанию лишь в самой общей форме, каждый мыслитель наполняет конкретным содержанием, изучая явления природы и человеческой психики. К метафизическим дисциплинам он относил онтологию, теологию, пневматологию (умозрительную психологию) и космологию, но центральной темой для него всегда оставалась онтология Божественного Существа. Поэтому философия Ф.А. Голубинского носила ярко выраженный теистический характер. Поскольку философия – это система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах их виновника, то эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы – возбудить, воспитать и направить любовь к божественной премудрости, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства. Всё это, по мнению Ф.А. Голубинского, можно назвать посредственным Откровением, и оно-то и служит уделом философии. Однако тщетно ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Ф.А. Голубинского напечатана только метафизика. Её задача состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах Бесконечного Существа и об отношении к Нему существ конечных. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой – законами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Иммануилу Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и Всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в Бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим бесконечным существом. На отдельных вопросах (например, о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Ф.А. Голубинский останавливается с особой обстоятельностью.



 
PR-CY.ru