Словарь по христианству Г ГОЛУБИНСКИЙ Фёдор Александрович

ГОЛУБИНСКИЙ Фёдор Александрович

ГОЛУБИНСКИЙ Фёдор Александрович (1797/1798 – 1854 гг.) – протоиерей, православный богослов, русский религиозный философ, основатель русской теистической философии. Родился в семье костромского священника (и умер в Костроме). Окончив Костромскую семинарию (1814 г.), служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию (1818 г.), где и сделался профессором философии (с 1826 по 1854 гг.). С 1826 по 1851 гг. – сотрудник комитета духовной цензуры. В 1828 г. принял духовный сан и уже через год удостоился звания протоиерея. В студенческие годы проявил интерес к философии, состоял членом философско-богословского общества «Учёные беседы». За время преподавания в стенах академии подготовил целый ряд лекционных курсов по общему введению в философию, по метафизике, онтологии, гносеологии, психологии, этике, истории философии и др. Среди своих слушателей Ф.А. Голубинский пользовался славой глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении его философии. При жизни он напечатал (да и то без подписи) лишь одно небольшое письмо о конечных причинах («Прибавление к творчеству св. отцов», 1847 г.). Только с 1868 г. его бывшие слушатели начинают издавать лекции Ф.А. Голубинского (самое полное издание сделано на средства Общества любителей духовного просвещения, М., 1884 и след.). Жизненным нервом философии Ф.А. Голубинского является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет, главным образом, то, что может дать прочную опору этой идее. Ф.А. Голубинский вырос на философии Христиана Вольфа (1679–1754 гг.), не остался чужд и новым течениям мысли. Исследователи отмечают, что заметнее всего влияние на его творчестве Иммануила Канта (1724–1804 гг.) и Фридриха Якоби (1743–1819 гг.). Ф.А. Голубинский стал основателем Московской школы теистической философии, оказал влияние на становление философских взглядов Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828–1891 гг.), Александра Ивановича Бровковича (архиепископа Херсонского Никанора; 1826–1891 гг.), Александра Ивановича Введенского (1856–1925 гг.). Его перу принадлежат «Письмо первое о конечных причинах» (1847 г.), статья «О Промысле Божием» (1862 г.), неоконченная монография «Взгляд на нравственную философию древних». Все остальные труды Ф.А. Голубинского («Лекции по умозрительному богословию», «Умозрительная психология», «Лекции по философии» и др.) представляют собой конспекты лекций, составленные и опубликованные его слушателями. Ф.А. Голубинский глубоко знал свой предмет, особенное внимание уделял классической греческой (платонизм) и классической немецкой философии, в собственных философско-теистических построениях стремился совместить святоотеческую богословскую традицию с западноевропейским мистицизмом и идеализмом Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814 гг.), Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854 гг.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.).

 



 
PR-CY.ru