Словарь по христианству Г ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич

ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич

ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич (1834–1912 гг.) – знаменитый историк Русской церкви, профессор Московской духовной академии. Родился в семье священника Рождество-Богородицкого храма села Матвеево Костромской губернии Евстигнея (Евсигнея, Евстафия) Фёдоровича Пескова (ум. в 1885 г.). Священники, как указывал в своих «Воспоминаниях» сам историк, были «в то же время и крестьянами, обрабатывающими принадлежащую церквам пахотную землю совершенно так же, как и их крестьяне-прихожане». Неожиданная кончина матери в 1842 г. тяжело повлияла на него: из живого и резвого мальчика Евгений превратился в замкнутого, чуждающегося сверстников. Второй причиной его замкнутости стала необычайная тяга к учению: всё своё свободное время он проводил исключительно за книгами. Фамилию «Голубинский» отец сам дал своему сыну при определении его в 1843 г. в Солигаличское духовное училище, в честь знаменитого земляка протоиерея Фёдора Александровича Голубинского (1797/1798 – 1854 гг.) – основателя русской теистической философии. Училище он окончил в 1848 г., в 1854 г. – Костромскую духовную семинарию. Как лучший ученик был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1858 г. В Академии большое влияние на него оказал профессор Александр Васильевич Горский (1812–1875 гг.). В своих «Воспоминаниях» Е.Е. Голубинский писал: «Мы с Александром Васильевичем были два человека разных направлений: он был консерватор, девизом которому служил девиз митрополита Филарета: "Благоразумие и осторожность". Я, напротив, был либералом, который всё подвергал строгой критике – принимал только то, что выдерживало критику, и отвергал то, что её не выдерживало, без всяких рассуждений о том, благоразумно это или нет». В ту пору духовная атмосфера была перенасыщена планами и жаждой обновления. Поэтому ещё в ранней юности Е.Е. Голубинский строит планы написать историю церкви на полной свободе. Отсюда и его дерзновенные выводы и отважное обращение с материалом. В условиях духовно-академической работы каждый был вынужден идти особняком, в одиночку. От этого были неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только школа. Е.Е. Голубинский шёл, как все в академиях, с той, однако, разницей, что сознательно устранял от себя влияние научной литературы и доводил своё уединение до крайних пределов. Учёным подвижником, отважным, но смятый филаретовским режимом был исследователь А.В. Горский. Превосходный строитель Московской духовной академии, он умел стягивать вокруг себя таланты. Вместе с Василием Осиповичем Ключевским (1841–1911 гг.) Е.Е. Голубинский был в их числе. На примере А.В. Горского он видел, как историку Русской церкви надо знать греческий язык и действительно знал его: говорил на новогреческом, а на старом читал совершенно бегло. С 1858 г. Е.Е. Голубинский преподавал в Вифанской семинарии риторику, позднее – историю раскола; исполнял обязанности библиотекаря. 10 февраля 1859 г. получил степень магистра богословия за сочинение «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников».

 



 
PR-CY.ru