ГОЛОВЩИК - Страница 2

Посещая монастыри, церковные иерархи нередко вознаграждали их хоры за мастерство. В январе 1653 г. патриарх Никон (1652–1666 гг.) слушал обедню в Симоновом монастыре, а затем пожаловал «13 человеком головщиком и крылошаном по гривне». Таким образом, по материальному положению головщик обычно мало отличался от остальных клирошан. Более высокое жалованье, чем певчие, он получал лишь в редких случаях. Так, к концу XVII в. в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре правого клироса головщикам давалось 4 руб. годового жалованья, левого клироса головщикам и остальным десяти певчим – по 3 руб. Со временем в посещение обителей государями головщик стал получать и более высокие пожалования. В 1659 г. царь Алексей Михайлович (1645–1676 гг.), пребывая в Саввином Сторожевском монастыре, каждому из трёх головщиков пожаловал по 1 руб., тогда как певчим – по 0,5 руб. В основном порядок выдачи головщикам более высокого жалованья утвердился в монастырях, находившихся на «ружном жалованье» из государевой казны во второй половине XVII в. Частые «объезды», совершаемые по монастырям местными архиереями, патриархом или государем в сопровождении собственных певчих, способствовали поддержанию высокого уровня богослужебного пения в русских обителях. Совместные исполнения певчими и клирошанами песнопений за службой позволяли головщикам узнавать все современные достижения певческого искусства, привносить их в монастырскую практику. Деятельность головщиков не ограничивалась только пением на клиросе. Особенно талантливые из них получили известность как мастера-роспевщики. Например, таким мастером в начале XVII в. был головщик Троице-Сергиева монастыря Логгин Корова, который «на един стих разных роспевов пять, или шесть, или десять полагал». Нередко головщик выступал в роли книгописца, покупая на собственные средства бумагу и переписывая богослужебные книги, в том числе ненотированные. Так, в 1579 г. головщик Соловецкого монастыря Исаия внёс деньги в казну «за четыре дести бумаги». Иногда переписанные книги головщик отдавал в качестве вклада в свой или другой монастырь. Часто под его началом проходило ежегодное рождественское «славление» у монастырских властей, в окрестных боярских хоромах. В 1586 г. головщик Чудова монастыря приводил клирошан славить в «казённую келью», получив на всех гривну денег. В 1696 г. клирошанки московского в честь Вознесения Господня женского монастыря получили не только славленое от игуменьи, келаря и казначеи, но и дополнительно 30 руб. за то, что раньше «они езживали славить по боярским дворам, а ныне им по боярским дворам славить не велено». Некоторые головщики известны как герои ратных событий. В июле 1609 г., при попытке польского отряда Сапеги взять приступом Троице-Сергиев монастырь, выдающуюся роль в организации обороны обители сыграли головщик правого клироса Паисий Литвинов и головщик левого клироса Гурий Шишкин.



 
PR-CY.ru