ГОДАР (Гильдард)

ГОДАР (Гильдард) – святой, епископ Ротомагский (Руанский); память в Западной церкви 8 июня; его имя 14-е в списке епископов Руана (ум. между 511 и 538 гг.). Основными источниками сведений о нём являются латинское Житие X в. и рассказ того же времени о перенесении мощей Годара в Суасон. Его родители – знатный франк Нектард и галло-римлянка Протагия, которая убедила мужа принять христианство. Поздняя легенда называет Годара братом-близнецом св. Медарда, епископа Новиомага (современный Нуайон). Сведения о жизни двух братьев содержатся в Житии св. Медарда, составленном Псевдо-Фортунатом. Согласно Житию, свв. Медард и Годар рано выбрали духовное служение и уже в молодом возрасте стали епископами. Вероятно, они помогали св. Ремигию в обращении франкского короля Хлодвига (около 466 – 511 гг.) в христианство и присутствовали при его крещении. Факты, изложенные в Житии, перешли в позднейшую посвящённую святым житийную литературу, а также в проповеди и гимны, в мартирологи и «Золотую легенду» Иакова из Варацце (1226/1230 – 1298 гг.). Автор Жития св. Медарда восполняет недостаток информации о Годаре, приписывая ему черты характера и ряд событий из жизни его более известного «брата». В антифоне, автором которого может быть и Григорий Турский (538/539 – 593/594 гг.), говорится о «славных по всей стране епископах, близнецах по рождению, равных в святости, единовременно посвящённых в сан, вместе увенчанных, в общем празднике соединённых». О братьях-епископах упоминается и в «Песни», приписываемой св. Авдуену, епископу Ротомагскому. В IX в. Одилон, монах из аббатства св. Медарда (Сен-Медар) в Суасоне, в проповеди «О святых Медарде и Гильдарде» приводит панегирик единодушию двух братьев в выборе их жизненного пути. Однако легендарная синхрония вызывает у исследователей недоверие. Болландист Готфруа Хенскенс (1601–1681 гг.) показал, что жизненный путь братьев, представленный в источниках, является литературным вымыслом, поскольку св. Медард умер за пять лет до того, как Годар был рукоположён во епископа. Факт родства святых исследователям одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть. Единственным хронологически точным указанием в жизнеописании Годара является дата первого Орлеанского собора (511 г.), в котором св. принимал участие. Исследователи не исключают также, что Годар поставил св. Лауда епископом Констанции (современный Кутанс). Известно также, что Годар умер раньше, чем был созван третий Орлеанский собор (538 г.), в котором участвовал его преемник. Он был похоронен на окраине Ротомага (современный Руан) в небольшой капелле Девы Марии, впоследствии ему посвящённой. Между 838 и 841 гг. из-за угрозы нападения норманнов мощи Годара были перенесены в аббатство св. Медарда в Суасоне, что, по мнению исследователей, и породило вышеупомянутую легенду. Почитание Годара распространилось во Франции (Суасон, Руан, Париж, Реймс, Санлис), в Англии (Лондон, Солсбери, Уинчестер, Йорк), в Испании (Тарасона, Толедо), в Швеции (Линчёпинг), в Норвегии (Тронхейм) и в Германии.

 
PR-CY.ru