Словарь по христианству Г ГОВЕНИЕ

ГОВЕНИЕ

ГОВЕНИЕ – приготовление к таинству причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех богослужений в продолжение, по крайней мере, одной недели и домашних молитвах по указанию молитвослова. Это слово происходит от индоевропейского корня «хава», имеющего значение «благоговейное принесение жертвы». В практике Русской православной церкви этим словом издавна называется приготовление к таинству причащения. Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Христианин должен приготовить себя к достойному принятию святых таин, поскольку в таинстве евхаристии под видом хлеба и вина вкушается само Тело Бога и Спасителя Иисуса Христа и Его Святая Кровь. Считается, что верующий и соучаствующий в таинстве евхаристии причащается Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним. Это таинство любви Божьей есть общение, союз Бога с человеком, через который человек достигает своего обожения. В таинстве причащения осуществляются слова Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:56). Освящение, просвещение и обожение христианин получает тогда, когда приступает к причащению с надлежащим духовным расположением – с сознанием святости и величия таинства, с желанием в нём участвовать, с осознанием собственного недостоинства, с благоговением, благодарностью Богу за спасение, совершённое Им во Христе, и за приобщение к святыне. Если человек подходит к причащению как только к внешнему действию, обряду, совершая это к тому же лишь по обычаю или по каким-либо другим, не имеющим отношения к сущности таинства соображениям, то к такому полностью относятся слова апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27–29). Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище – пост. Христос постился в течение сорока дней, прежде чем начать Своё земное служение. Памятуя слова Господа к ученикам, что они будут поститься, «когда отнимется у них Жених» (Лк. 5:35), постились все апостолы. Все праведники и подвижники христианской церкви несли подвиг поста. В тропаре преподобному Сергию Радонежскому поётся: «В пениих, бдениих и пощениих образ быв твоим учеником...». Церковь так славит преподобного Иосифа Волоцкого: «Яко постников удобрение (украшение) и отцев красотой...»

 



 
PR-CY.ru