Словарь по христианству Г ГЕРЬЕ Владимир Иванович

ГЕРЬЕ Владимир Иванович

ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837–1919 гг.) – историк, политический деятель, член-корреспондент императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1902 г.). Немец по происхождению (родители Герье переехали в Россию из Гамбурга), лютеранского вероисповедания. Рано осиротев, воспитывался в пансионе. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1858 г.), ученик Тимофея Николаевича Грановского (1813–1855 гг.) и Петра Николаевича Кудрявцева (1816–1858 гг.). По рекомендации Сергея Михайловича Соловьёва (1820–1879 гг.) оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию, одновременно преподавал литературу и историю в первом московском кадетском корпусе. В 1862 г. защитил магистерскую диссертацию «Борьба за польский престол в 1733 г.» и был направлен за границу (Германия, Италия, Франция). С 1865 г. – приват-доцент, с 1868 г. – профессор по кафедре всеобщей истории Московского университета. Читал курсы античной, средневековой и новой истории. В 1868 г. защитил докторскую диссертацию «Лейбниц и его век» (опубликована СПб., 1868–1871. 2 т.). Первым из русских историков приступил к исследовательской разработке истории Нового времени с привлечением русских и зарубежных архивных материалов. Впервые в России ввёл систематические семинарские занятия по всеобщей истории в университете. С начала 1870 гг. читал специальные курсы и вёл семинары по истории Французской революции. Учениками В.И. Герье были историки Николай Иванович Кареев (1850–1931 гг.), Павел Гаврилович Виноградов (1854–1925 гг.), Михаил Сергеевич Корелин (1855–1899 гг.), Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954 гг.), Павел Николаевич Ардашев (1865–1922 гг.). В.И. Герье положил начало изучению Французской революции в России, уделяя основное внимание развитию идеи «народовластия» и противопоставляя революционному опыту Франции путь преобразований «сверху», по его мнению, свойственный России. В своих исследованиях опирался преимущественно на взгляды Алексиса де Токвиля (1805–1859 гг.) и Ипполита Тэна (1828–1893 гг.). В.И. Герье – один из создателей системы высшего женского образования в России, основатель и первый директор Высших женских курсов в Москве (1872–1888 гг., 1900–1905 гг.); после закрытия курсов Министерством народного просвещения (1888 г.) добивался возобновления их деятельности. С 1876 г. – гласный Московской городской думы и от города гласный губернского земства. Участвовал в работе 14 земских комиссий, в 1876–1906 гг. возглавлял думскую комиссию «О пользах и нуждах общественных». Организатор участковых попечительств о бедных, первых в России «Домов трудолюбия», основатель и руководитель Исторического общества при Московском университете (1895–1904 гг.). В 1904 г. в результате обструкции, устроенной радикально настроенными студентами, В.И. Герье был вынужден уйти из университета. В начале 1905 г. выехал за границу для лечения. В.И. Герье сотрудничал в историческом отделе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, журналах «Вестник Европы» и «Женское образование». Был сторонником конституционной монархии, которая, по его мнению, является «умеренным» ограничением монархической власти, в 1906 г. вступил в «Союз 17 октября». В 1907 г. назначен императором в Государственный совет (заседал на 11 сессиях до июня 1916 г.). Участвовал в организации выборов в I–III Государственной думы. Автор ряда публицистических брошюр, в которых поддерживал политику правительства Петра Аркадьевича Столыпина (1862–1911 гг.). Отошёл от политической деятельности в 1912 г. Октябрьскую революцию 1917 г. оценивал как трагический, но закономерный результат нежелания русского общества «учиться истории». В области медиевистики выступал с работами по истории католического миросозерцания и «теократического начала». Герье трактовал католицизм как «творческое объединяющее начало» средневековой истории, который постепенно превратился в детерминирующий фактор. В серии работ, опубликованных под названием «Зодчие и подвижники Божьего Царства» («Франциск из Ассизи, апостол нищеты и любви». М., 1908; «Блаженный Августин». М., 1910; «Западное монашество и папство». М., 1913), Герье даёт общую характеристику места и функций монашества в Средние века, призванную служить обоснованию разрабатываемой историком концепции созидательного противоборства «Града Божьего» с «Градом Земным» на протяжении всей средневековой истории. Монашество у него ассоциируется с «Градом Божьим», трактуется как воплощение мечты о «первоначальной, райской чистоте», о созидании «Божьего Царства на земле». Вырванное из социального контекста, монашество идеализируется, а его история сводится к изображению «попыток осуществить аскетический идеал в возможном совершенстве». Похоронен В.И. Герье в Москве на Пятницком кладбище.

 
PR-CY.ru