ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович - Страница 4

В работе представлена полная библиография иностранной богословской литературы, в которой были учтены работы свыше 3 тыс. авторов. Впоследствии он указывал, что не позднее начала ХХ в. перед ним «постепенно определилась задача экзегетически представить Евангелие Христово в трёх аспектах, как 1) Евангелие христианской свободы, 2) Евангелие христианской святости и 3) Евангелие христианской славы». Работы об апостоле Павле составляли первую и вторую части этой трилогии. Статьи, относящиеся ко второй части, Глубоковский начал помещать в «Христианском Чтении» в годы Первой мировой войны и продолжил публикацию уже в Болгарии. Третью часть («Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова») Глубоковский завершил за год до кончины, 20 декабря 1935 г. Спустя 30 лет лекции об Апокалипсисе были изданы его учеником, одним из иерархов Русской православной церкви заграницей, архиепископом Аверкием (Таушевым). По собственному признанию Глубоковского, труд об Апокалипсисе пугал «каким-то мистическим страхом заглядывать в вечность». Эти лекции не только стали завершением богословских трудов Н.Н. Глубоковского, они отразили раздумья и переживания, вызванные происшедшими в России и в мире событиями. Он признал смуты и катастрофы необходимым «жертвенным процессом» мировой истории, ход которой определяет «существующее соотношение взаимно противоположных сил» – христианства и антихристианства. По мнению Глубоковского, главным выразителем последнего является «неверующее и воинствующее иудейство, которое непрерывно подкапывает и взрывает всю мировую историю». Рассматривая Апокалипсис как «венец Нового Завета», «истинное пророчество, являющееся ключом всего Писания», Глубоковский находил в этой книге «взаимное переплетение» двух планов космической трагедии: «вверху непрерывное и жестокое столкновение основоположительных факторов мироздания и миробытия; внизу – соучастие или отражение среди людей». Он писал, что «задачей мирового развития могло быть только полное возобладание благодатно-спасительного добра, но в нашем мире, среди ограниченных существ, всё это совершается с медленною и колеблющеюся постепенностью и достигается лишь преодолением и устранением зла в постоянной всесторонней борьбе с ним во всех областях и на всех жизненных путях. Принципиальное должно стать индивидуальным во всех личностях и через них сделаться универсальным во всём нашем космосе, который ради сего подлежит всецелому перерождению во всём своём составе». Мировую историю Н.Н. Глубоковский воспринимал как некое приготовление «для получения небесного гражданства», как «фактическое подготовление, медленное и непроразумеваемое, и потому неведомое раньше реализации» (в результате чего люди должны «сами воспитываться тщательно для сознательного и убеждённого усвоения всего содержания тайны Божией в её постепенном развитии, вплоть до последнего совершения»), как «колебательно-хронологическое течение мира», происходящее во времени «чрез повторные и даже многократные напоминания и видения по требованиям божественно-спасительной педагогики».

 



 
PR-CY.ru