ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович - Страница 3

В 1902 г. вышла новая книга Глубоковского «Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам: Сжатый обзор апостольского послания со стороны его первоначальных читателей, условия происхождения, по содержанию и догматически-историческому значению» (часть книги была тогда же переведена на английский язык). За эту книгу Н.Н. Глубоковский был удостоен двух полных Макариевских премий: в 1902 г. советом Санкт-Петербургской Духовной академии и в 1904 г. Учебным комитетом при Святейшем Синоде. Плодом его многолетних исследований стал фундаментальный труд «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу» (общим объёмом около 2500 с.). Три тома имели подзаголовки: I. Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика; II. «Евангелие» св. Апостола Павла и теософия Филона, книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение; III. Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нём. В этом же томе Глубоковский изложил историю издания своих исследований об апостоле Павле с указанием отзывов о них. За первый том Советом Санкт-Петербургской Духовной академии ему была присуждена полная премия митрополита Григория (Постникова), за второй том – Советом Санкт-Петербургской Духовной академии полная Макариевская премия (все три тома печатались на средства Глубоковского). Вопрос о значении для христианства личности апостола Павла был поднят в середине XIX в. новой тюбингенской школой, основанной Фердинандом Кристианом Бауром (1792–1860 гг.). Представители протестантского богословия утверждали, что апостол Павел создал систему своего христианского учения на основании современных ему философских и богословских знаний и христианство, таким образом, «есть миф, обязанный своим возникновением Савлу из Тарса, человеку физически больному и душевно не уравновешенному». Н.Н. Глубоковский считал, что «во всей истории мира едва ли возможно найти столь высокую личность по своему всеобъемлющему и непреходящему значению как св. Апостол Павел», в благовестии Павла он видел «ключ и к Евангелию Христову и к истории Церкви Христианской», указывая, что «фактически благовестие Христово воспринимается и усвояется нами чрез апостольское». Глубоковский ставил перед собой задачу «всецелого пересмотра» вопроса о соотношении первого со вторым «во имя вопиющих нужд современного научно-христианского сознания», взяв на себя труд опровергнуть выводы рационалистической критики. По словам историка церкви Михаила Эммануиловича Поснова (1873–1931 гг.), Глубоковскому «предстояла прямо Геркулесова работа», поскольку «рационалистами учение апостола Павла раздёргивается просто по нитям, и каждая нить старательно прикрепляется или к иудейству, или к талмудизму, или к учению книги Премудрости псевдо-Соломона, или к эллинизму, или в частности к (греко)-римскому стоицизму», в которых находили истоки учения апостола Павла. Исследуя обширный материал, Н.Н. Глубоковский доказывал, что христианство не есть результат естественного историко-религиозного развития. По пунктам изложив и разобрав все построения исторической критики, он выяснял истинное понимание и значение учения апостола Павла, заключая, что и по происхождению, и по содержанию оно «не зависит от естественных условий и обычных факторов, а постулирует к причинам высшим и имеет божественную природу».

 



 
PR-CY.ru