ГЛОССОЛАЛИЯ - Страница 4

О молитве во Святом Духе говорится в Послании апостола Иуды (Иуд. 20); вероятно, такого рода молитва описывается и в «Мученичестве Поликарпа». Христианские писатели (Ириней Лионский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и др.) свидетельствуют о широком распространении глоссолалии в церкви и ересях (особенно в среде монтанистов) I–III вв. и постепенном угасании явления в последующие века. Видимое исчезновение дара глоссолалии в православной церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов – маркосиан и монтанистов. Бессмысленные слова, напоминающие глоссолалию, встречаются в гностических трактатах. Отдельные случаи глоссолалии встречались на протяжении всего Средневековья, массовые – у последователей некоторых средневековых ересей (катаров и др.). Начиная с XVIII и XIX вв. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с глоссолалией, в среде некоторых протестантских деноминаций (квакеров, шейкеров, ирвингиан, моромонов и др.) и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев, христоверов («Люди Божьи»), трясунов и др.). В начала XX в. широкое распространение глоссолалии связано, прежде всего, с движением пятидесятников, которые считали говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идёт об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Особое значение придаётся дару толкования глоссолалии. В XX в. теорию, практику и технику глоссолалии восприняли некоторые католические движения («Обновление в Святом Духе» и др.), многочисленные пятидесятнические, ряд евангелистских, пресвитерианских, епископальных, лютеранских и методистских церквей, многие харизматические движения (неопятидесятники, церкви движения обновления и др.), часть новых, нетрадиционных религиозных движений («Семья детей Бога», «Церковь Бога» и др.). Исследователи выделяют несколько её главных разновидностей. Первая: глоссолалия как говорение на иностранном языке, которым верующий не владеет. Вторая: глоссолалия как говорение на смеси национальных и исторических языков. Третья: глоссолалия как говорение на особом, понятном только Богу, «ангельском» языке. Четвёртая: глоссолалия как произношение или пение несловесной молитвы. Появились и новые виды глоссолалии: в форме смеха и плача. Современные исследователи считают внешне напоминающие глоссолалию сектантские практики вполне объяснимыми с точки зрения психологии. Её активное применение характеризует афро-американские синкретические христианские движения католической (шангоизм, сантерия, покомания и др.) или протестантской ориентации («Назаретская церковь», аладура и др.). Широкое распространение глоссолалии в XX в. вызвали критические отклики и осуждение со стороны ряда христианских конфессий и теорий (перфекционизм). В 1944 г. Совет христианских церквей признал глоссолалию отступлением от веры. На сегодняшний день она остаётся до конца не изученным и многогранным явлением, привлекающим внимание религиоведов, антропологов, психологов, лингвистов, этнологов, филологов и других учёных. Тесно соприкасается с исследованием глоссолалии религиозно-философская проблема имяславия (Алексей Фёдорович Лосев, Густав Густавович Шпет и др.). Феномен глоссолалии, инспирированный как религиозными, так и не религиозными переживаниями индивида, был выдвинут в качестве одного из приёмов художественного творчества в литературе (Велимир Хлебников, Алексей Елисеевич Кручёных и др.) и музыке, а также в качестве поиска «лингвистических технологий» посредством заумного языка (так называемая «заумь»).



 
PR-CY.ru