ГЛОССОЛАЛИЯ - Страница 3

В других новозаветных описаниях феномена свидетельств об узнавании в глоссолалии иностранных языков нет. Иллирийский церковный писатель Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.) отмечает случаи, когда на иностранных языках говорили одержимые демонами. Вторая гипотеза: глоссолалия – ангельский язык. На это, в первую очередь, указывают слова апостола Павла: «...Я говорю языками человеческими и ангельскими» (1 Кор. 13:1). Свидетельства о том, что у ангелов есть свой язык, способность понимать который даётся некоторым людям, встречаются в литературе межзаветного периода (Юб. 25:14; 1 Енох 40; 71:11). Представления об особом языке богов существовали и в греко-римском мире. Один из наиболее выдающихся апологетов Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (около 155 – после 220 гг.), не упоминая прямо глоссолалию, сообщает об одной сестре из его общины, которая во время богослужения пребывала в экстатическом состоянии и общалась с ангелами. Однако глоссолалия – дар «разных языков», а не одного. Вряд ли апостол Павел имел в виду ангельский язык, когда говорил об исчезновении глоссолалии в будущем. Третья гипотеза: глоссолалия – архаичные или семитские слова («авва», «аллилуя», «аминь», «маранафа» и т.п.), используемые в богослужении и во время экстатического выражения радости и прославления Бога (например, Рим 8:15). На это косвенно указывают «Деяния апостолов» (10:46), где говорение «языками» сопровождается величанием Бога, а также наставления «воспевать в сердцах» Бога, которые даются после перечисления традиционных форм молитвы – псалмы, славословия, духовные песни (Кол 3:16; Еф. 5:18–19). Возможно, апостол Павел приводит пример такой глоссолалии в первом послании Коринфянам (12:3), однако вряд ли эти слова нуждались в регулярном истолковании. Наоборот, он указывает, что они доступны всем в отличие от глоссолалии (1 Кор. 14:16). Теория была выдвинута в XIX в.; её, в частности, придерживался известный литургист Михаил Николаевич Скабалланович (1871–1931 гг.). Четвёртая гипотеза: глоссолалия – экстатическая нечленораздельная речь, свойственная некоторым пророкам, прежде всего, в греко-римском мире. Действительно, говорение языками и пророчествование иногда почти не различаются (см., например: Деян. 19:6). Поэтому некоторые исследователи считают, что глоссолалия может подразумеваться авторами конца I–II в., когда они говорят о христианских пророках. К такому толкованию дара глоссолалии склонялись Тертуллиан (он даже написал трактат «Об экстазе», который не сохранился) и античный критик христианства философ Цельс (около 180 г). В этом случае глоссолалия могла быть проявлением как наития Святого Духа, так и одержимости демоном. Внешнее сходство глоссолалии с подобными феноменами из греко-римского мира (оракул Аполлона Птойского, Дельфийский оракул, расхожие представления, теоретическое объяснение, бессмысленные слова или наборы букв часто встречаются в магических папирусах и считаются записью произносимых непонятных звуков), вероятно, могло вызвать особую тревогу апостола Павла и побудить его к объяснению христианской глоссолалии, но он явно противопоставляет её пророческому дару (1 Кор. 14:1–5, 18–19). Из описаний глоссолалии исследователи не видят, чтобы «говорение языками» происходило в состоянии транса: имеющий дар глоссолалии мог им управлять, говорить только во время собрания, синхронно с другими, или молчать по своей воле (1 Кор. 14:27–28). Пятая гипотеза: глоссолалия – разновидность восхищённой молитвы. Апостол Павел прямо говорит об этом (1 Кор. 14:14). Весьма близким к этому является его замечание о «воздыханиях неизречённых» в послании к Римлянам (8:26), которые (так же как и глоссолалия) были действием Святого Духа и носили характер ходатайственной молитвы (ср.: Мк. 7:34; 8:12).

 



 
PR-CY.ru