ГЛОССОЛАЛИЯ

ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. – «лепетать», «говорить») – термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа – «говорения языками» (или «на языках»); практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т.д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков, сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалия имеет сходство с лепетом, бормотанием, иностранной речью, напевом и др. Широкое распространение феномен глоссолалии получил в религиозной сфере. Как элемент ритуально-культовой практики, акт религиозной коммуникации, молитвы, религиозного пророчества, таинства, знамения и т.д. глоссолалия имеет место в христианстве, восточных религиях, шаманских обрядах, заговорах, синкретических и традиционных верованиях различных народов и культур в разные исторические эпохи. Широкое распространение глоссолалия получила в христианстве. Основанием для христианской глоссолалии служит Священное Писание: о «духовном даре» писали пророки (Иоил. 2:28–29; Ис. 44:3; Зах. 12:10); о говорении на «новых языках» сказано Иисусом Христом (Мк. 16:17); о «новых», «ангельских», «незнакомых», «разных» или «иных» языках, ниспосланных на апостолов в день Пятидесятницы, сообщают «Деяния апостолов» (Деян. 2; 10:44–46; 9:3–6); к практике глоссолалии отсылает апостол Павел (1 Кор. 12:10; 13:1; 14:2–28). О глоссолалии свидетельствуют, прежде всего, тексты Нового Завета. Апостол Павел называет её даром «разных языков» (1 Кор. 12:10, 28) или способностью «говорить языками» (1 Кор. 12:30; 13:1; 14:5, 18, 23). Такое же выражение используется в «Деяниях апостолов» (2:4; 10:46; 19:6) и Евангелии от Марка (16:17); при этом евангелист Лука называет языки «иными», а евангелист Марк – «новыми». Появление в церкви дара глоссолалии связано с событиями Пятидесятницы – Сошествием Святого Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Иисусом Христом ещё прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк. 16:17). В «Деяниях апостолов» рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян. 2:1–11), в Кесарии Палестинской (Деян. 10:44–48) и в Эфесе (Деян. 19:1–6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов). Апостол Павел говорит о глоссолалии как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1 Кор. 12–14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом». Был ли этот дар распространён повсеместно, и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно не известно. В других перечнях даров Святого Духа и церковных служений этого периода (Рим. 12:6–8; Еф. 4:11) глоссолалия не упоминается. Последний, кто говорит о её существовании в православной церкви, – священномученик Ириней Лионский (около 130 – 202 гг.). Авторы IV в. однозначно относят глоссолалию к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в церкви в апостольскую эпоху. Апостол Павел отмечает, что и в Коринфе дар глоссолалии был не у всех христиан (1 Кор. 12:13, 30). Сам апостол им обладал, причём в большей мере, чем другие (1 Кор. 14:18). Он призывает не запрещать говорить на языках (1 Кор. 14:39; ср. «Духа не угашайте» в 1 Фес. 5:19) и, более того, хочет, чтобы этот дар имели все (1 Кор. 14:5). Однако он говорит и о временном характере дара (1 Кор. 13:8), который исчезнет, вероятно, после Второго пришествия («когда настанет совершенное»).

 



 
PR-CY.ru