Словарь по христианству Г ГЛИКЕРИЯ Ираклийская

ГЛИКЕРИЯ Ираклийская

ГЛИКЕРИЯ Ираклийская (II в.) – мученица (память 13 мая), пострадала при императоре Антонине Пии (138–161 гг.). Согласно «Житию», происходила из семьи римского анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, сблизилась с христианской общиной и вела целомудренную жизнь. Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса – лампадофория (или лампадодромия), во время которого по городу двигалась процессия с зажжёнными факелами. Гликерия опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же её лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы, и все увидели у неё на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись её, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Гликерию схватили и заключили в темницу, где её посетил иерей Филократ. На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, её тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи. Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там её, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерию бросили в печь, но она осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили её обнажённую на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на другой день вошёл к ней, то не узнал её, настолько Гликерия имела цветущий вид. От страха, что настоящей мученице удалось бежать, и его ждёт суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что её исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечён мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла её, не растерзав тела. Епископ Ираклийский Дометий похоронил Гликерию, от её мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки. Церковь во имя Гликерии в Ираклии в 591 г. посетил император Маврикий (582–602 гг.), о чём сообщает современный ему историк Феофилакт Симокатта, который также рассказывает о чуде от мощей Гликерии. Однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в который стекало миро, на серебряный, купив его в Константинополе. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху Константинопольскому Иоанну IV Постнику (582–595 гг.). Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также император Ираклий I (610–641 гг.), что свидетельствует о почитании Гликерии в Ираклии, по крайней мере, до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Гликерии были перенесены на о-в Лемнос, однако глава мученицы, по некоторым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться в церкви великомученика Георгия Победоносца. Сохранилось анонимное греческое «Житие» Гликерии в краткой, изданной в «Acta Sanctorum», и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Гликерии Никифора Каллиста Ксанфопула (ум. около 1350 г.). В греческом и западном календарях память Гликерии отмечается 13 мая, однако в ряде византийских рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе – 8 июля. Мощи Гликерии были привезены в Москву в 1604 г. архиепископом Феодосием Амиклонским от Константинопольского патриарха Рафаила II (1603–1607 гг.); они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680–1681 гг.

 
PR-CY.ru