Словарь по христианству Г ГЛАС

ГЛАС

ГЛАС – многозначный термин, применяемый в православной (как и во всей восточно-христианской) литургике и музыке православного обихода. Гласы православного церковного пения типологически родственны псалмовым тонам католиков. В профессиональном лексиконе гласы также (используя транслитерацию с греческого языка) именуют «ихосами». В техническом смысле термином «глас» обозначают диатомическую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по определённым правилам. Главные элементы каждого гласа – конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). В византийской теории музыки глас, во-первых, то же, что ладовый звукоряд; во-вторых, вид модального лада со специфическим набором (типично модальных) категорий и функций. Восемь таких гласов трактовались как единая система и именовались осмогласием (или октоихом). В древнерусской церковной монодии гласом по традиции называется комплекс устойчивых мелодичных формул, так называемых «попевок» (или «кокиз»); в такой интерпретации глас идентифицируется по комплексу попевок. Греко-российская церковь приняла от греческой восемь гласов (или музыкальных ладов), на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением (или изрядным осмогласием). Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах гласы обозначаются в заголовке первыми по счёту славянскими цифрами. Гласы распадаются на две четверицы (тетрахорд) – верхнюю и нижнюю. Восемь гласов православной церкви схожи с восемью церковными ладами Западной церкви, основанными на греческих ладах: дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых подряд). Эти четыре лада называются амвросианскими (или автентическими). Папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов; 590–604 гг.) к этим четырём ладам прибавил ещё четыре, из которых каждый отстоит на чистую кварту вниз от первоначальных. Эти лады носят название грегорианских (или плагальных). Их греческие названия те же, но только с присоединением приставки «гипо»: гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский, гипомиксолидийский. Один из отцов церкви Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.) в своём октоихе надписал над текстом нотными знаками (крюками) песнопения с соблюдением требований гласа. В настоящем своём виде октоих содержит мелодии не одного Дамаскина, но и других песнопевцев. Исследователи подчёркивают, что под словом «осмогласие» не следует подразумевать хор, положенный на восемь голосов. Оно обозначает пение церковных мелодий, написанных сообразно требованиям церковных ладов (или гласов). Российский и советский музыковед Виктор Михайлович Беляев (1888–1968 гг.) представлял точку зрения, согласно которой основу древнейшего знаменного распева составляют «восемь групп мелодических гласовых попевок». И.Е. Лозовая в Православной энциклопедии пишет: «Гласовое мышление в певческом искусстве Руси долгое время изучалось с точки зрения формульности, тогда как ладовые характеристики гласов признавались абстрактными, не имеющими отношения к древнерусском гласу, противопоставлявшемуся византийскому, или „греческому“». Число попевок в каждом гласе с их вариантами достигает нескольких десятков. Среди современных сторонников попевочной теории – композитор и культуролог Владимир Иванович Мартынов (род. в 1946 г.). Против попевочной теории ещё в XIX в. выступали Юрий Карлович Арнольд (1811–1898 гг.) и Дмитрий Васильевич Аллеманов (1867–1928 гг.). Современные противники традиционного представления рассматривают древнерусский глас как (модальный) лад. Как отмечает И.Е. Лозовая (2006 г.), «формульность и ладо-звукорядная структура гласа в певческой практике не противостоят друг другу; они неразрывно связаны между собой». Однако консенсуса в построении модели древнерусского лада среди учёных нет. Так, теоретическая модель древнерусского лада («обиходного лада»), разработанная ещё в 1980 гг. Юрием Николаевичем Холоповым (1932–2003 гг.) и его ученицей Г.С. Бычковой (Фёдоровой) и учитывающая как мелодические формулы, так и другие категории и функции лада (в том числе, звукоряд), за пределами его школы не принята. В многоголосной православной музыке (в том числе в том виде, как это слово используется в современном русском православном богослужении) – целостная мелодия-модель, гармонизованная по правилам классико-романтической тональности. На основе таких моделей (в совокупности именуемых «обиходом») в современной православной церкви распеваются многие молитвословные тексты – стихиры, тропари, ирмосы и др. См. также Подобен.

 
PR-CY.ru