ГЛАГОЛИЦА

ГЛАГОЛИЦА – одна из двух церковнославянских азбук, древнейший из славянских алфавитов, созданный старшим из солунских братьев равноапостольным Кириллом (Константином) Философом (возможно, в сотрудничестве с братом – равноапостольным архиепископом Мефодием) не позднее весны 863 г. в целях славянской миссии. Глаголица состоит из 40 сложных и вычурных знаков, напоминающих по общему характеру восточные азбуки и расположенных в том же порядке, что и в кириллице. По мнению исследователей, первоначально азбука носила название «кириллица» («коуриловица») по имени создателя (форма зафиксирована в послесловии первого известного древнерусского писца Упиря Лихого к списку Толковых Пророков 1047 г., сохранившемся в ряде копий XV–XVI вв.), позднее название было перенесено на алфавит, заменивший глаголицу в употреблении у православных славян. Название «глаголица» происходит от слов «глагол», «глаголати». Исследователи предполагают, что оно было зафиксировано (в форме «глаголитица») в Прибавлении к Толковой Палее (XIII в., списки со второй половины XV в.); встречается всегда в искажённом виде – «глаголемую литицю», но получило распространение в научной среде с первой половины XIX в. Глаголица представляет собой фонетический алфавит, в котором (за редким исключением) одному звуку соответствует один знак, специально приспособленный к особенностям славянских языков (наличие редуцированных, носовых, шипящих и др.). По состоянию на начало X в., зафиксированному в сказании «О письменах» болгарского монаха конца IX – начала X в. Черноризца Храбра, азбука состояла из 38 букв, хотя, по мнению ряда учёных, их первоначальное число могло быть несколько меньше (36). Своим происхождением глаголица (за исключением букв, обозначающих специфические для славянских языков звуки) тесно связана с греческим алфавитом, на что указывает порядок буквенных знаков, употребление диграфов, наличие (как и в ряде восточных алфавитов) специальных названий для букв, в совокупности образующих связный текст, в основном, перешедший и в кириллицу («Аз, буки, веди...»). В то же время внешний облик глаголицы напоминает некоторые ближневосточные алфавиты: армянский, грузинский, коптский, эфиопский (отдельные знаки имеют сходство с буквами в древнееврейском, самаритянском и сирийском алфавитах), из-за чего при беглом знакомстве глаголические рукописи нередко принимались за восточные и наоборот, притом что совпадение звукового значения сходных по начертанию букв в них довольно невелико. Во многом этот «восточный» облик глаголицы сыграл роль в направлении поисков алфавита, послужившего образцом для неё. По мнению исследователей, трудность изучения истории возникновения, развития и начального этапа бытования глаголицы как алфавита состоит в отсутствии ранних (до рубежа Х и XI вв.) памятников, как великоморавского периода, так и болгарских, предшествующих возникновению кириллицы. Помимо этого особенностью глаголической письменной культуры является (в отличие от кириллической) отсутствие до середины XIV в. точно датированных памятников (за исключением некоторого числа эпиграфических в Далмации), что создаёт исследователям дополнительные трудности при датировке даже достаточно поздних текстов.

 



 
PR-CY.ru