ГЛАВЫ МАРКОВЫ - Страница 2

Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии. К Мессинскому Типикону близки Благовещенские главы в Типиконе Георгия Мтацминдели (отражает афонскую практику середины XI в.), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитальянскую (точнее, отрантскую) практику XII в.) и в Типиконе монастыря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитальянских Типиконов; в последних двух Типиконах Благовещенские главы  помещены не в месяцесловной, а в триодной части. В Иерусалимском уставе, который с XIII в. (на Руси с конца XIV в.) был постепенно принят всеми православными Поместными церквами, Благовещенские главы несомненно студийского происхождения. С течением времени в иерусалимских Типиконах они постепенно усложнились за счёт добавления новых глав о совпадении Благовещения с субботой Акафиста, 3, 4, 5 неделями Великого поста и др. (а также особых глав о его предпразднстве и отдании) и достигли своего современного состояния в печатных изданиях. Несмотря на то, что в редакциях Иерусалимского устава указания о службах благовещенского цикла могут не совпадать друг с другом, по сравнению со студийскими памятниками эти различия, как правило, незначительны. В древнейших списках Иерусалимского устава Благовещенские главы по виду и объёму ещё очень близки к студийским и находятся в месяцесловной части Типикона. В рукописях XIII–XIV вв. они дополняются приписками на полях и значительно разрастаются; в рукописях конца XIII – XVI в. все замечания о совпадении неподвижных праздников с днями седмичного и годового подвижного циклов, как правило, собраны в один отдел, разделены на главы и надписаны именем Марка, епископа Отрантского. Чаще всего встречается набор из 95 глав. Возможно и дублирование богослужебных предписаний в разных отделах Типикона. Печатные греческие Типиконы XVI в. и московские издания Устава 1610 и 1633 гг. в состав Марковых глав включают Благовещенские главы (последующие русские издания Типикона распределяют Марковы главы (в том числе Благовещенские главы) по числам месяцесловной части. В Типиконе, принятом ныне в РПЦ, далеко не все Благовещенские главы отмечены как Марковы (многие помечены лишь как примечания).

 



 
PR-CY.ru