Словарь по христианству Г ГЛАВЫ МАРКОВЫ

ГЛАВЫ МАРКОВЫ

ГЛАВЫ МАРКОВЫ (Благовещенские главы) – сборник правил церковного устава относительно богослужения на неподвижные (не переходящие) праздники, составленный монахом Марком; рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднство и отдание (соответственно 24, 25 и 26 марта по юлианскому календарю) при их совпадениях с различными днями Великого поста, Страстной и Светлой седмиц. Поскольку первый день годового подвижного круга, на который может попасть праздник Благовещения, – это четверг третьей седмицы поста, а последний – среда Светлой седмицы, Марковы главы посвящены совпадениям благовещенского цикла с днями внутри этого периода. Устав благовещенской службы начинается во всех Типиконах с наиболее общего случая, когда праздник выпадает на седмичный день Великого поста. Далее следуют рубрики о совпадениях с особыми днями великопостного и пасхального периодов. Так, уже в Типиконе Великой церкви, описывающем кафедральное богослужение Константинополя IX–X вв., после изложения порядка службы в будний день поста приведены рубрики о совпадении Благовещения с Неделей ваий, Великими четвергом, пятницей и субботой, с неделей Пасхи, с понедельником и прочими днями Светлой седмицы. Но всё же о наличии Марковых глав в строгом смысле слова специалисты говорят только по отношению к монастырским по происхождению Студийскому и Иерусалимскому уставам. Во всех основных редакциях Студийского устава – таких, как Студийско-Алексиевский Типикон, который отражает константинопольскую студийскую практику первой половины XI в. (это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до конца XIV в.); Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного константинопольского монашества последней трети XI в.); Мессинский Типикон (отражает южноитальянскую (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в. – Марковы главы принято именовать Благовещенскими главами. Они находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днём в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Благовещенские главы заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т.е. комментарием к самим Благовещенским главам) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают некоторые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий.

 



 
PR-CY.ru