ГЛАВА

ГЛАВА (также маковица) – верх церкви, купольное покрытие храма, крыша на стропильных фермах, устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. На главу устанавливается купольный крест. Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль. В романских и готических храмах главы конусообразные, остроконечные, четырёхгранные и многогранные. В стилях классическом и ренессансном глава имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху так называемым фонарём, т.е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (например, Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге). В византийском стиле глава имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями. В арабской архитектуре форма главы грушевидная, в грузинской и армянской – пирамидально-многогранная. Русский стиль усвоил себе луковицеобразную форму главы, иногда с шейкой (греческий Никольский монастырь в Москве), иногда глава сильно приплюснута (Благовещенский и Троицкий соборы, там же). Луковичная форма характеризуется килевидным верхом и большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов. Высота луковичной главы, как правило, не меньше её ширины. Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 г. В иконографии XIV–XVI вв. иногда встречаются другие типы покрытий, а планы Москвы рубежа XVI и XVII вв. однозначно свидетельствуют о том, что в это время главы уже были исключительно луковичными (это подтверждается и изображениями других русских городов). Шлемовидная глава – форма купольных покрытий с килевидным верхом, близкая к форме древнерусского шлема. Символизирует воинство, духовную брань, которую ведёт церковь с силами зла и тьмы. Шлемовидные главы стали появляться в XVII–XVIII вв. в достаточно большом количестве как стилизация «под старину» (т.е. как нечто среднее между луковичной главой и простейшим посводным покрытием). До XVII в. в России строились также пирамидальные главы, но они были запрещены патриаршими грамотами. Числу глав над русской церковью придаётся символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три – во имя Пресвятой Троицы, пять обозначало Христа, главу церкви, и четырёх евангелистов, семь – семь таинств церкви или семь Вселенских соборов, девять – по числу ангельских чинов, тринадцать – Спаситель и двенадцать апостолов, тридцать три – по числу лет земной жизни Спасителя. Цвет главы также важен в символике храма. Золото – символ небесной славы. Золотые главы были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Главы синие со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зелёные главы, потому что зелёный – цвет Святого Духа. Храмы, посвящённые святым, часто увенчаны зелёными или серебряными главами. В монастырях встречаются чёрные главы – это цвет монашества. Символику луковичных глав раскрывает философ и публицист Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920 гг.) в работе «Три очерка о русской иконе»: «Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся... Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залёживался снег, и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма остриём, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определённому религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передаётся народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам».

 
PR-CY.ru