ГИХТЕЛЬ Иоганн Георг - Страница 3

Вместе с тем Гихтель систематически склоняется к отождествлению Христа и Софии, приписывая ей роль женской ипостаси Спасителя. Объединение во Христе обеих «тинктур» (мужской и женской) делает небесный брак доступным для всех людей независимо от пола: «В этой чистой любви Иисус открывается как чистая София. Ибо для мужей Иисус – Дева, для жён – Муж; он – истинный целый Адам с обеими тинктурами». Принципиальное значение для Гихтеля имеют практические следствия этого учения. Если Бёме и Арнольд считали бракосочетание духовного человека с Девой Софией возможным лишь после смерти, то Гихтель настаивает на возможности его осуществления в земной жизни. Такое обручение Деве Софии, согласно Гихтелю, категорически исключает возможность брака с «земной Евой», поэтому непреложным условием нового рождения в Боге является целибат (столь же необходимым Гихтель считал полный отказ от собственности). Вступление в брачное общение с Софией есть восстановление райского состояния, т.е. преображение физического тела в светлое «тело сил». В этом новом теле «тинктуры, разделённые в Адаме, вновь преображаются в единую любовь..., этот образ любит в единой любви самое себя и есть сама Дева строгости, чистоты и невинности, берущая Бога себе в супруги, зеркало божественной Троицы, в котором Бог созерцает, ощущает и находит Сам Себя». За пределами учения о Софии космология и антропология разработаны Гихтелем лишь в общих чертах в духе герметического представления о единстве макро- и микрокосма. Он различает три космических принципа, действующие в человеческом существе. Первый: плоть, или «внешняя жизнь», подчиняется воздействию природных сил, воплощённых в семи планетах (таким образом, он вслед за В. Вейгелем и Бёме пытается интегрировать в своё учение астрологические мотивы). Второй: душа, или «душевная жизнь», которая зависит от «духа мира сего»; это находит выражение в семи греховных страстях (тщеславие, скупость, зависть, гнев и др.). Третий: дух, или «святая жизнь света», потаённым образом действующая в человеке; соединяет его с Богом и освобождает из-под власти первых двух принципов, подчиняя их силе Божественной любви. Гихтель устанавливает соответствия между семью источными духами Бёме, семью планетами и семью органами человеческого тела (а также семью грехами и добродетелями), локализует действие четырёх стихий в соответствующих частях человеческого тела (огонь в сердце, вода в печени, земля в лёгких, воздух в мочевом пузыре) и т.п. Эклектичная по форме и малооригинальная по содержанию натурфилософия выполняет в учении Гихтеля служебную роль. Его творчество стало важным этапом в ранней рецепции теософии Бёме. Через ученика Гихтеля Квирина Кульмана (1651–1189 гг.) учение Бёме впервые достигло России. Переоткрытие Якоба Бёме в XVIII – начале XIX в. способствовало пробуждению интереса к Гихтелю: «Практическая теософия» активно цитировалась в масонской литературе XVIII–XIX вв.; её внимательно изучали Луи Клод де Сен-Мартен (1743–1803 гг.) и Франц Ксавер фон Баадер (1765–1841 гг.). Наряду с Бёме и Арнольдом Гихтель оказал влияние на софиологию Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.) и метафизику пола Николая Александровича Бердяева (1874–1948 гг.). В начале ХХ в. ряд мотивов сочинений Иоганна Гихтеля был включён в теософские сочинения Елены Петровны Блаватской (1831–1891 гг.).



 
PR-CY.ru