ГИХТЕЛЬ Иоганн Георг

ГИХТЕЛЬ Иоганн Георг (1638–1710 гг.) – немецкий религиозный мыслитель и мистик-визионер, один из представителей радикального спиритуалистического направления в пиетизме. Родился в Регенсбурге в зажиточной бюргерcкой семье и рано проявил визионерские способности. Наиболее сильным впечатлением детства стало для него решение отца, члена городского совета, отдать всё состояние магистрату Регенсбурга для преодоления возникших финансовых трудностей. Поступив в Страсбургский университет, Иоганн Гихтель изучал теологию и историю, но после смерти отца обратился к изучению юриспруденции. В Страсбурге он познакомился с богословом Филиппом Якобом Шпенером (1635–1705 гг.), чьи лекции по геральдике он посещал. Встреча с ним открыла для Иоганна Гихтеля мир пиетистского благочестия. После окончания университета (1663 г.) он вернулся в Регенсбург и начал адвокатскую практику, сблизился с развивавшим реформистские планы бароном Ю. фон Вельцем (1621 – около 1668 гг.), сторонником внутреннего обновления протестантской церкви и основателем «Душеполезного общества Иисуса для улучшения христианства и обращения язычников» («Christerbauliche Jesus-Gesellschaft, behandelnd die Besserung des Christentums und Bekehrung des Heidentums»). Деятельность фон Вельца и Иоганна Гихтеля привела к конфликту с местными церковными властями, из-за чего они были вынуждены покинуть Германию. В Зволле (Нидерланды) Гихтель познакомился с хилиастически настроенным пастором Фридрихом Брёклингом (1629–1711 гг.), последователем Иоганна Арндта (1555–1621 гг.) и активным корреспондентом историка протестантской церкви Готфрида Арнольда (1665–1714 гг.). Ф. Брёклинг выступал с резкой критикой реформатской церкви с позиций мистического спиритуализма. После отъезда фон Вельца в Южную Америку Иоганн Гихтель принял решение вернуться в Регенсбург, чтобы продолжить там миссионерскую деятельность. Однако в Нюрнберге, откуда он направил письмо в адрес регенсбургских клириков, Гихтель был арестован и под охраной препровождён в Регенсбург, где его обвинили в ереси и заключили в тюрьму. Суровые условия тюремной жизни привели к приступам отчаяния, которые довели Гихтеля до попытки самоубийства. После освобождения из заключения он был лишён гражданских прав, имущества и навсегда изгнан из Регенсбурга. Отказавшись от предложенного ему членом магистрата И. Фуксом покровительства, Гихтель предпочёл страннический образ жизни. В феврале 1665 г. начались его длительные скитания. Проведя некоторое время в Герсбахе (Баден), а затем в Вене, Гихтель в 1667 г. прибыл в Зволле, где нашёл приют в доме Брёклинга. Его поддержка нападок Брёклинга на реформатское духовенство вновь привела к конфликту с властями и тюремному заключению. Освободившись из тюрьмы, Гихтель в 1668 г. прибыл в Амстердам, где стал членом местной общины последователей мистика и теософа Якоба Бёме (1575–1624 гг.). Чтение сочинений Я. Бёме, а также многочисленные видения (в том числе явление в 1674 г. «небесной Девы Софии» в образе его невесты) укрепили Гихтеля в решимости порвать с официальной церковью. Видения Гихтеля привели его к убеждению, что Бога нужно мыслить как чистую любовь, а не как гнев. Вдохновлённый учением Якоба Бёме, Иоганн Гихтель совместно с лютеранским проповедником Х. Кампеном и богословом Г. Хофманном основал одну из первых в истории пиетизма радикальных сепаратистских религиозных общин.

 



 
PR-CY.ru