ГИЛЬОМ (Вильгельм) из Сент-Амура

ГИЛЬОМ (Вильгельм) из Сент-Амура (1200/1202 – 1272 гг.) – французский теолог, философ, церковно-политический деятель католической Европы. Возглавлял оппозицию профессоров Парижского университета из числа секулярных магистров, возникшую в связи с занятием кафедр представителями недавно образованных нищенствующих монашеских орденов – доминикацев и францисканцев. Среди профессоров из монашества были Александр Гэльский (около 1185 – 1245 гг.), Фома Аквинский (около 1225 – 1274 гг.), Бонавентура (1217/1221 – 1274 гг.). С 1228 г. Гильом из Сент-Амура преподавал свободные искусства в Парижском университете, в ноябре 1238 г. стал доктором канонического права, являясь в то же время каноником Бове и ректором церкви в Гервиле (Нормандия); в 1247 г. по протекции епископа Трентского и графа Савойского стал настоятелем церкви в Гранвиле. Около 1250 г. получил звание magister regens теологии и был избран деканом теологических магистров Парижского университета; в этот период создал комментарий на первую и вторую «Аналитики» Аристотеля («De Analytica Priora et Posteriora»). Гильом из Сент-Амура начал борьбу с магистрами – членами нищенствующих орденов, которые при поддержке парижского епископа Вильгельма Овернского (между 1180 и 1190 – 1249 гг.) получили кафедры в университете. По инициативе Гильома из Сент-Амура 4 февраля 1254 г. все доминиканские магистры были исключены из профессорского состава и изгнаны из университетской корпорации. В том же году как прокуратор Парижского университета и глава университетской делегации он прибыл к папе Иннокентию IV (1243–1254 гг.) в Ананьи близ Рима, обвинил францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино в ереси, добивался официального осуждения его трактата «Введение в Вечное Евангелие», оспаривал легитимность францисканского ордена ввиду приверженности многих его членов историософской концепции Иоахима Флорского (около 1132 – 1202 гг.). Под его влиянием папа встал на сторону университета («краеугольного камня церкви, разрушение которого грозило ей разрушением») и издал буллу «Quotiens pro communi» (4 июля 1254 г.), в которой закрепил университетские установления 1252 г. о том, что каждый орден мог занимать только одну кафедру; буллой «Esti animarum» (21 ноября 1254 г.) был отменён целый ряд орденских привилегий. Однако 22 декабря 1254 г. новый папа Александр IV (1254–1261 гг.) отменил решения своего предшественника, а в булле «Quasi lignum vitae» от 4 апреля 1255 г., появившейся под влиянием Альберта Великого (около 1200 – 1280 гг.), папа повелел парижским магистрам вновь допустить доминиканцев к преподаванию в университете. В ответ на это Гильом из Сент-Амура не только оказывал пассивное сопротивление папским распоряжениям, но и, продолжая атаку на францисканцев в проповедях и диспутах, написал «Liber de Antichristo et ejusdem ministris» («Книга об Антихристе и его слугах», 1255 г.), где старался показать, что доминиканцы, являясь «псевдопроповедниками», суть те самые «вкрадывающиеся в домы» предтечи Антихриста, о появлении в последние времена которых говорит Священное Писание.

 



 
PR-CY.ru