Словарь по христианству Г ГИЛЬОМ (Вильгельм) из Сен-Тьерри

ГИЛЬОМ (Вильгельм) из Сен-Тьерри

ГИЛЬОМ (Вильгельм) из Сен-Тьерри (около 1089/1085 – 1148 гг.) – французский богослов и мистик, причисленный католической церковью к лику блаженных. Происходил из знатной семьи, учился в школе Ансельма Ланского (около 1050 – 1117 гг.), где познакомился с Пьером Абеляром (1079–1142 гг.). В 1113 (или 1115) г. стал монахом реймсского бенедиктинского монастыря Сен-Никез. В 1119/1120 г. был избран аббатом бенедиктинского монастыря Сен-Тьерри Реймсского архиепископства. Встреча с Бернардом Клервоским (1090–1153 гг.) положила начало их дружбе, Бернард посвятил Гильому из Сен-Тьерри «Апологию» и сочинение «О благодати и свободном произволении». Гильом из Сен-Тьерри изъявил желание по примеру Бернарда присоединиться к членам цистерцианского ордена, но Бернард настоял на том, чтобы он оставался бенедиктинским аббатом. Однако в 1135 г. Гильом из Сен-Тьерри ушёл в новый монастырь Синьи, также находящийся в Реймсском архиепископстве, в котором пробыл до конца своих дней и был там погребён. В 1215 г. его мощи были помещены в стене оратория. Это перенесение, по сути, означало его беатификацию – Вильгельм из Льежа стал Гильомом из Сен-Тьерри (почитается в Реймсском архиепископстве и в цистерцианском ордене). Гильом из Сен-Тьерри выступал против триадологических воззрений и учения об Искуплении Пьера Абеляра, осуждая его интеллектуальную гордыню; в письме к Бернарду от 1138 г. побуждал его принять участие в суде над Абеляром на Соборе в Сансе (1140 г.). В 1140 г. выступил также против Вильгельма из Конша (около 1080 – около 1154 гг.), представителя шартрской школы. В 1144 г. Гильом из Сен-Тьерри совершил поездку в картузианский монастырь Мон-Дьё близ Реймса, вдохновившую его на создание сочинения о теории и практике созерцательной любви, классического образца западно-христианской духовности, – «Epistola ad fratres de Monte Dei de vita solitaria» («Послание к братьям из Монте-Деи об уединённой жизни»); другое название – «Epistola aurea» («Золотое послание»). Среди сочинений, образующих фундамент богословских воззрений Гильома из Сен-Тьерри, исследователи выделяют: «De natura et dignitate divini amoris» («О природе и достоинстве божественной любви»), «De contemplando Deo» («О необходимости созерцания Бога»), «Meditativae orationes» («[Духовные] размышления»), «De sacramento altaris» («О таинстве алтаря»), посвящённое Бернарду Клервоскому. Гильому из Сен-Тьерри принадлежат также «De natura corporis et animae libri duo» («Две книги о природе тела и души», 1138–1144 гг.), излагающие антропологическое учение на основе сочинений Григория Нисского, Эмесского епископа Немесия, Клавдиана Мамерта, Августина Блаженного и переводов Константина Африканского; «Speculum fidei» («Зерцало веры», 1140–1144 гг.) и «Aenigma fidei» («Загадка веры», 1140–1144 гг.); «Expositio super Cantica Canticorum» («Комментарий на Песнь Песней»; незавершённый); «Expositio in Epistolam ad Romanos» («Комментарий на Послание к Римлянам»), посвящённый проблеме благодати; «Vita Sancti Bernardi» («Житие св. Бернарда [Клервоского]»). Гильом из Сен-Тьерри написал ряд полемических произведений против современных ему богословов-диалектиков: «Disputatio adversus Petrum Abaelardum» («Рассуждение против Петра Абеляра»), «Disputatio catholicorum Patrum adversus dogmata Petri Abaelardi» («Рассуждение католических отцов против учения Петра Абеляра»), «De errorobus Guillelmi de Conchis ad Sanctum Bernadum» («[Послание] о заблуждениях Вильгельма из Конша к святому Бернарду», 1140 г.). Как и Бернард Клервоский, Гильом из Сен-Тьерри отвергал рационализм Пьера Абеляра, богословов шартрской школы; полагал их рационализм непосредственной причиной еретического истолкования Святой Троицы, понимания живого Бога в качестве отвлечённого принципа у Вильгельма из Конша.

 



 
PR-CY.ru