ГИЛЬДЕБРАНД Дитрих фон - Страница 2

Его работы переведены на многие языки, а учение о нравственных ценностях получило развитие в этике основоположника критической онтологии Николая Гартмана (1882–1950 гг.), ведущего представителя трансцендентального неотомизма Бернарда Лонергана (1904–1984 гг.) и Карола Войтылы (папы Иоанна Павла II). В теории познания Гильдебранд, следуя Э. Гуссерлю, полагал, что для всякой группы явлений можно подыскать соответствующее наглядное выражение. Отвергая скептицизм и субъективный идеализм, он считал возможным абсолютно верное познание реального мира. Гильдебранд выделял (без противопоставления) эмпирическое и априорное познание, свойственное философии (оно представляет собой проникновение в сущность вещей и как таковое является необходимым, очевидным и абсолютно верным). Главная цель, которую Гильдебранд ставил перед собой в области этики, состояла в чётком и однозначном определении сущности нравственных ценностей. Применяя феноменологический метод, разработанный Э. Гуссерлем и М. Шелером, он утверждал автономный и объективный онтологический характер этих ценностей. По убеждению Гильдебранда, философская этика всегда имеет дело с непосредственными данными, и такой первичной реальностью, постигаемой интуитивно, всегда выступает ценность. Квалифицируя различные ценности, он выше других ставил ценность личности Бога, поскольку она – основание всех нравственных ценностей, всегда тесно связанных с религией. В своих теологических воззрениях Гильдебранд также оставался феноменологом, поэтому стремился базировать свою концепцию на данных непосредственного опыта. Придерживаясь феноменологического метода, он, с одной стороны, подвергал сомнению принцип целесообразности в этике и идею естественного закона, а с другой – пытался придерживаться христианской традиции, и это послужило основанием для обвинений его в противодействии реформам в церкви. В работах в сфере антропологии Гильдебранд развивал католическое учение о личности-бытии, а также учение об отношении человека к Богу и другому человеку. В человеке он выделял три духовных центра (интеллект, волю и сердце), являющихся источниками духовных актов (познавательных, волевых и эмоциональных). В главной идеологической работе «Преображение во Христе» (1940 г.) Гильдебранд представил идею новой жизни во Христе, которая развивает и совершенствует сознание и свободу человека. По сути, эта идея явилась обновлённой интерпретацией библейских представлений о перерождении человека вследствие искупления его грехов Христом. Используя наработки М. Шелера, Гильдебранд подчёркивал роль чувств в аксиологии (эмоционального переживания ценности), что выразилось в его анализе природы и типологии форм феномена любви (любви к другому индивиду, любви супружеской, любви к Богу в виде сохранения девственности согласно монашескому обету и целибату). После появления энциклики папы Римского Павла VI (1963–1978 гг.) «Человеческой жизни» (1968 г.), посвящённой проблемам семьи, брака и регулирования рождаемости, фон Гильдебранд включился в дискуссию, в ходе которой защищал все традиционные католические ценности.

 



 
PR-CY.ru