ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ - Страница 2

По мнению исследователей, все четыре комментария написаны тяжеловесным и трудным для понимания стилем и часто не только не разъясняют оригинал, но, наоборот, сами нуждаются в разъяснении. Из его эпистолярного наследия сохранилось всего два письма. Первое адресовано Матфею, аббату монастыря св. Флоренция (впоследствии епископ Анжерский). В нём затрагиваются некоторые вопросы литургической практики (в частности, вопрос о совершении Евхаристии только под одним видом, что Гильберт Порретанский считал приемлемым, т.к. в том или другом евхаристическом виде Христос присутствует целиком, что доказывается практикой причащения младенцев и болящих под одним видом). Второе письмо адресовано его учителю Бернарду Шартрскому. Рифмованный гимн о Святой Троице, который Гильберту Порретанскому пришлось осудить на Соборе в Реймсе, утрачен. Ему приписывается также авторство трактата «О различии между душою, умом и духом» («De discretione animae, mentis et spiritus») и пользовавшейся большой популярностью в течение всего периода позднего Средневековья «Книги о шести началах» («Liber de sex principiis») – учебника по логике, где рассматриваются шесть последних категорий Аристотеля (авторство Гильберта Порретанского относительно последнего сочинения исследователи признают сомнительным). Вероятно, ему также принадлежат несколько проповедей, упоминаемых Петром из Целлы, в частности проповедь на Рождество Христово. Исследователи признают, что наряду с Пьером Абеляром Гильберт Порретанский был «самым мощным философским умом XII столетия», особенно сильным в метафизике. Его христианское учение, проникнутое платонизмом, включает также основные принципы аристотелизма, воспринятые через призму трудов Боэция. Многие элементы учения Гильберта Порретанского восходят к патристике, причём не только к западной (Августин Блаженный, Боэций), но и к восточной (через посредство Илария Пиктавийского), поэтому, по мнению исследователей, у него встречается интересный синтез западной и восточной богословской традиции. В делении наук Гильберт Порретанский следовал за Аристотелем и Боэцием. Прежде всего, науки он делил на теоретические (theoricae), или умозрительные (speculativae) и практические (practicae), или деятельные (activae). Теоретические науки делил на физические (или естественные), этические (или моральные) и логические (или рациональные). В свою очередь, естественные науки, по его мнению, состоят из трёх частей: собственно физики, математики и богословия. Физика рассматривает вещи, находящиеся в движении, и формы тел вместе с материей. Математика исследует формы тел без материи и движения. Наконец, третья спекулятивная наука, которую можно вслед за Аристотелем назвать метафизикой, рассматривает сами первоначала вещей (principia), каковы суть Бог Творец, идеи и материя. Исходя из природы изучаемого предмета эту науку называют богословием, а исходя из его характерных признаков – наукой о неподвижном, отвлечённой и отделимой, поскольку сущность Божия лишена материи и движения. Естественные предметы изучаются с помощью рассудка (rationabiliter), т.е. той силой ума, которая рассматривает конкретные предметы и тщательно исследует особые свойства вещей: что они есть, благодаря чему есть и т.п. Математические предметы изучаются с помощью наук (disciplinabiliter), т.е. здесь теоретически отвлечённо рассматривается то, что в действительности не существует в отдельности. Наконец, божественные предметы изучаются с помощью интеллекта (intellectualiter) на основании собственных принципов богословия.

 



 
PR-CY.ru