Словарь по христианству Г ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ (около 1076–1154 гг.) – католический богослов-схоласт и философ, епископ г. Пуатье. Богословское образование получил под началом некоего Илария, затем учился в Шартре у Бернарда Шартрского (около 1070/1080 – около 1130 гг.), а также в Лане у Ансельма Ланского (около 1050 – 1117 гг.) и его брата Радульфа, где познакомился с Пьером Абеляром (1079–1142 гг.). С 1124 г. Гильберт Порретанский был магистром и каноником в Шартре, а после смерти Бернарда сменил его на посту канцлера школы (1126–1137 гг.). В 1140 г. участвовал в Сансском соборе, на котором разбирались ошибочные мнения Пьера Абеляра, причём Гильберт Порретанский выступил оппонентом Абеляра в диалектических диспутах. В 1141 г. он начал преподавать диалектику и богословие в Париже. Здесь его слушал богослов и церковный деятель Иоанн Солсберийский (ум. в 1180 г.), но уже в 1142 г. был посвящён во епископа Пуатье, где продолжил преподавание богословия. Вскоре на местном Соборе 1146 г. его учение о Святой Троице вызвало подозрение в ереси у двух его архидиаконов – Арнольда и Калона, которые сначала донесли об этом папе Евгению III (1145–1153 гг.), а затем привлекли к разбирательству Бернарда Клервоского (1090–1153 гг.), который (вместе с Адамом Парвипонтаном, Гуго из Шанфлёри и Гуго Амьенским) на Парижском соборе 1147 г. выдвинул против Гильберта Порретанского ряд обвинений. Например, он утверждал, что Божественная сущность (divina essentia) не есть Бог, но то, благодаря чему есть Бог; что личные свойства (proprietates personarum) не суть Сам Бог и Божественные Лица; что человеческая природа была воспринята не Божественной природой (divina natura), а Лицом Сына, и некоторые др. Однако ответы Гильберта Порретанского на эти обвинения были столь тёмными и запутанными, что присутствовавший на Соборе папа Евгений III отложил дальнейшее разбирательство до всеобщего Собора (generale concilium), состоявшегося в 1148 г. в Реймсе. На этом Соборе Гильберт Порретанский, побеждённый доводами Бернарда Клервоского, отрёкся от своих прежних воззрений. Чтение и переписывание его комментариев к Аницию Манлию Торквату Северину Боэцию (около 480 – 524/526 гг.) было запрещено до тех пор, пока они не будут исправлены Римской церковью. В 1149 г. Гильберт Порретанский участвовал в Бургундском соборе. Погребён в местной церкви св. Илария. Его основные сочинения принадлежат к жанру комментариев (к трактатам Боэция): «О Троице», «О предикации Трёх Лиц», «Каким образом субстанции могут быть благими, или О седмицах», «Против Евтихия и Нестория, или О двух природах в одном лице Христа», «О различии между душою, умом и духом». Самые ранние из них – толкования (глоссы) на различные книги Священного Писания: Псалтирь, Книгу пророка Иеремии, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла, Апокалипсис и проповеди на Песнь Песней. В рукописной традиции они часто соединялись с толкованиями других авторов, в частности Николая Лирского и Николая Амьенского (большинство глосс Гильберта Порретанского представляет собой расширенный и дополненный вариант аналогичных толкований Ансельма Ланского). В 1135–1142 гг. Гильберт Порретанский написал вызвавшие много споров популярные в Средние века комментарии на четыре «теологических трактата» (opuscula sacra) Боэция: «О Троице» («Commentaria in librum De Trinitate»), «О предикации трёх Лиц» («Commentaria in librum De praedicatione trium personarum»), «Каким образом субстанции могут быть благими» («Commentaria in librum Quomodo substantiae bonae sint»), «О двух природах и одном Лице Христа» («Commentaria in librum De duabus naturis et una persona Christi»).

 



 
PR-CY.ru