ГИДУЛЬЯНОВ Павел Васильевич - Страница 3

Епископы Рима и западные отцы ещё в эпоху церковного единства Востока и Запада видели основания для преимуществ одних престолов перед другими, главным образом, если не исключительно, в апостольском происхождении церквей. Появление этой доктрины объясняется особенностями церковной истории Запада. Как писал П.В. Гидульянов, «ввиду отсутствия на западе общин, основанных апостолами, ввиду того, что здесь единственной такой общиной был Рим, первенствующее положение римского епископа выводили из основания Римской церкви апостолами и в особенности Петром, князем апостолов». Это учение совершенно неприменимо в отношении Востока. Однако общепринятая на Востоке тенденция объяснять церковный ранг кафедры политическим положением города распространилась и на Запад: Рим – столица империи, Карфаген – главный город Африки, Равенна – резиденция западноримских императоров. Эта тенденция, закреплённая в 28 правиле Халкидонского собора, имеет, таким образом, все основания притязать на общецерковную значимость. Обращаясь к уяснению вопроса о роли общины в рецепции властных решений епископа, П.В. Гидульянов отмечал, что «центр тяжести в Церкви лежит не в духовной иерархии, а именно в мире Церкви», церковной общине, прообразом которой было «собрание свободных граждан... греческого свободного государства», полиса. Представителем же общины или, шире, церковного народа, мира, в период Вселенских соборов стал император, который как представитель и глава народа утверждал многие церковные решения. П.В. Гидульянов подчёркивал, что «без утверждения императора Вселенский Собор немыслим». Более того, император, «являясь священнейшим воплощением Божества на земле», сообщает священный характер всему, что от него исходит. По мысли Гидульянова, император есть глава государства-Церкви, ему принадлежит высшая церковно-правительственная власть, тем более что устройство государства и церкви во многих отношениях схоже. Однако впоследствии в небольшой брошюре «Сущность и юридическая природа церковного властвования» он подверг существенной коррекции эту концепцию. Сила церкви, по мысли Гидульянова, – не во внешней, но в харизматической власти, основой которой является свобода в Духе, дарованная Христом всем верующим в Него. Апостольская проповедь меньше всего походит на повеления, но больше –  на наставления и мудрые советы, исполнение которых зависит от свободного послушания со стороны церковной общины, от её рецепции. Эта апостольская традиция, как подчёркивал Гидульянов, действует, сохраняется и направляет церковь в последующие времена. Своим орудием Святой Дух может избрать благочестивого старца, мирянина или монаха, даже ребёнка. Особые дары Святого Духа в управлении христианским государством получают в обряде царского миропомазания монархи. Но если монарх впадает в ересь, то он утрачивает благодатные дары. В истории церкви нередко простые миряне, даже иноки обличали царей и патриархов, впавших в ересь, «и всегда после таких периодов испытания Церковь как бы очищалась и сияла особым блеском». В советское время Гидульянов не мог продолжать исследования в области истории церковного права. Он занимался составлением и комментированием разнообразных сборников правовых актов Советского государства. Значительную практическую ценность представляет составленный им сборник «Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской» (М., 19263, перераб. и доп.). П.В. Гидульянов опубликовал в изд-ве «Атеист» брошюры, из которых, несмотря на их одиозные названия, можно было получить сведения о происхождении колоколов, церковного звона, о богослужении и т.п.



 
PR-CY.ru