ГИДУЛЬЯНОВ Павел Васильевич - Страница 2

Основными работами П.В. Гидульянова в области исследований по истории церковного права стали его диссертационные работы. В сочинении «Митрополиты в первые три века христианства» он писал, что в раннехристианской церкви с умалением харизмы пророков и дидаскалов постепенно возрастала роль епископов. Противление епископу почиталось за грех; кто не состоит в общении с епископом, тот находится вне церкви. Но над епископами возвышались епископские Соборы. При этом и Вселенские, и Поместные соборы освящены Святым Духом, и потому их решения несут вселенское значение и подлинно вселенскую силу. Основой организации церковной власти в территориальном отношении, как считал Гидульянов, явилось административное устройство Римской империи. Главный город провинции, как правило, становился кафедрой первенствующего епископа соответствующей области, т.е. митрополита. Сочинение «Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов», насыщенное богатым фактическим материалом, в определённой степени явилось существенной переработкой магистерской диссертации. В нём П.В. Гидульянов показал, что появление патриархатов связано с развитием административного устройства Римской империи. Процесс централизации церковной организации соответствовал сложившемуся в IV в., при императоре Константине I Великом (323–337 гг.), административному делению империи на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом две столицы империи (Рим и Константинополь) имели особый статус и не входили в состав префектур. Префектуры делились на диоцезы. Каждый диоцез включал по несколько провинций. Подобно тому, как деление империи на провинции послужило основанием для образования митрополичьих областей, введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области – экзархаты (или великие области), возглавляемые экзархами (или архиепископами). Но экзархаты оказались неустойчивыми образованиями, и процесс укрупнения Поместных церквей на этой стадии не закончился. Четвёртый Вселенский собор (451 г.) включил в юрисдикцию Константинопольского епископа помимо Фракийского диоцеза, на территории которого находился этот город, Асийский и Понтийский диоцезы (правило 28). Так сложился Константинопольский патриархат. Власть Римского епископа распространилась вначале на Италию (кроме Равеннской и Миланской церквей), затем и на весь Запад с его двумя префектурами, а также на Иллирик. Уже первый Вселенский собор (325 г.) предоставил первенство чести в Палестине епископу Иерусалимской Церкви, Матери всех Церквей (правило 7). Позднее это привело к полной самостоятельности Иерусалимской церкви, выведенной из состава Антиохийского диоцеза. В границах своего диоцеза осталась Александрийская церковь, включавшая Египет, Сирию и Пентаполь. К четвёртому Вселенскому собору окончательно сложился диптих предстоятелей первых христианских церквей: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В таком порядке эти пять кафедр перечислены в 36 правиле Трульского собора, а в 7 правиле епископы этих кафедр впервые стали титуловаться патриархами. История образования Поместных церквей, как считал П.В. Гидульянов, не оставляет возможности для догматизации преимуществ тех или других первосвятительских кафедр. Каноны говорят о политических и, следовательно, об исторически преходящих основаниях возвышения престолов: гражданское положение города определяло его место в диптихе. Однако Римская церковь как в древности, так и ныне отвергает политическую обусловленность ранга церковной кафедры.

 



 
PR-CY.ru