Словарь по христианству Г ГИБЕРТ (Гвиберт) НОЖАНСКИЙ

ГИБЕРТ (Гвиберт) НОЖАНСКИЙ

ГИБЕРТ (Гвиберт) НОЖАНСКИЙ (1053 или 1055 – около 1125 гг.) – монах-бенедиктинец, средневековый писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религиозным рвением, ещё при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Гиберт Ножанский был отдан в монастырь Сен-Жерме-де-Фли (епископство Бове), где получил образование и духовное воспитание под руководством Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (епископство Лан), уделял достаточно времени занятиям литературой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в том числе с папой Римским Пасхалием II; 1099–1118 гг.). По заданию своего наставника Ансельма Бекского изучал сочинения папы Римского Григория I Великого (около 540 – 604 гг.) «Моральное толкование на книгу Иова» и написал пространный комментарий на книгу Бытия. В небольшом предисловии Гиберт Ножанский изложил правила построения проповеди. Согласно традиции, он различал четыре уровня смыслообразования при толковании Священного Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди его сочинений есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» («О девстве»), «De laude S. Mariae» («О похвале Деве Марии»). В ходе полемики о таинстве Евхаристии выступил против учения Беренгара Турского (около 1000 – 1088 гг.), написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» («Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня»). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Гиберт Ножанский написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» («О Боговоплощении против иудеев»). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в Средние века существовали специальные сборники цитат – testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религиозной нетерпимости в Европе в эпоху первых Крестовых походов Гиберт Ножанский отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что, тем не менее, не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Его полемический трактат, как и большинство сочинений жанра «contra Judae» (против иудеев), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религиозных настроений западнохристианского общества.

 



 
PR-CY.ru