ГОЛЬЦМАН, Хольцман Генрих Юлиус - Страница 2

Помимо утверждения приоритета Евангелия от Марка другим положением гипотезы двух источников является допущение для общего материала Евангелий от Матфея и Луки второго источника, независимо использованного обоими евангелистами, – источника логий. Этот источник Гольцман обозначает греческой буквой «Λ». Поскольку Матфей, по мнению Гольцмана, переработал его материал и композиционно распределил в своём Евангелии, структурно состоящем из пяти речей Иисуса Христа, то для реконструкции источника логий нужно исходить, прежде всего, из Евангелия от Луки. Наряду с Евангелием от Марка и источником логий евангелистами-синоптиками был привлечён, в основном, заимствованный из устной традиции особый материал. Относительно исторической достоверности гипотетически реконструируемых источников Гольцман утверждал, что источник «Λ» – это те «логии», которые Папий Иерапольский (около 70 – 155/165 гг.), один из апостольских мужей, приписывает апостолу Матфею. Единственный, по Гольцману, источник самого раннего евангелиста (источник А) может быть фиксацией Иоанном и Марком воспоминаний апостола Петра. Таким образом, все три евангелиста-синоптика используют источники, которые сохраняют древнюю апостольскую традицию. В дальнейшем Гольцман отказался от допущения Прото-Марка, однако при этом пришёл к выводу о зависимости евангелиста Луки от Матфея. И хотя его новая позиция делает гипотезу источника «Λ» ненужной, Гольцман всё же продолжал утверждать, что Матфей и Лука использовали этот источник. На результатах этой критики источников синоптических Евангелий Гольцман считает возможной реконструкцию исторической жизни Иисуса Христа. Следуя евангелисту Марку, который наиболее верно излагает источник A, Гольцман выделяет схему основных событий жизни Иисуса Назарянина, которые определялись, прежде всего, внутренним развитием Его мессианского самосознания. Ключевым моментом в истории земного служения Христа, согласно Гольцману, было исповедание Его мессианства апостолом Петром в Кесарии Филипповой (Мк. 8:27–30), после чего скрываемое прежде мессианство Иисуса становится открытым всем Его последователям. Именно это событие в дальнейшем вызвало ожесточённую оппозицию со стороны глав иудейского народа, что привело Иисуса Назарянина к распятию. Гольцман стремился при этом к психологической реконструкции личности и жизни Христа. Предлагаемому в Евангелии от Марка описанию внешней и внутренней жизни Иисуса он подчиняет Его учение, понятое Гольцманом как чисто этическое провозвестие о постепенно осуществляющемся Царстве Божьем на земле (1897 г.). Основным импульсом для исследований Гольцмана по критике источников синоптических Евангелий и реконструкции жизни «исторического Иисуса» было стремление опровергнуть или продемонстрировать ограниченность мифологической спекуляции Давида Фридриха Штрауса (1808–1874 гг.) и тюбингенской «тенденцкритики». Работы Гольцмана занимают выдающееся место в германской богословской литературе.



 
PR-CY.ru