ГЕФСИМАНИЯ - Страница 4

Её подробное описание даёт игумен Даниил (1106–1108 гг.): «...Была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми..., а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, – на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы... По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарём этой церкви». Крестоносцы перестроили повреждённое здание вновь как 2-этажное, с храмами на обоих уровнях. Фасад церкви с большим порталом, оформленным в романском стиле, сохранился до настоящего времени. К западу от церкви был создан хорошо укреплённый женский монастырь («аббатство Святой Марии долины Иосафата»), упомянутый в 1172 г. паломником из Германии Теодорихом. Он описал также гробницу Богоматери как «крипту», где «стоит Её святой гроб, покрытый самыми дорогими украшениями из мрамора и мозаики... Эта гробница имеет вокруг 20 колонн, несущих арки, фриз («бордюр») и крышу». По фризу шла стихотворная надпись: «Отсель, с долины Иосафата, ведёт путь в небо! Здесь Дева, Коей доверено было взрастить Господа, некогда покоилась. Безупречная, отсюда поднялась Она к открытым для Неё вратам небесным. Для бедных грешников Свет и Путь (спасения), их Матерь и Надежда». Далее Теодорих описывает завершение церкви как «круглый свод» с шаром и крестом над ним, поддержанный шестью парами малых колонн; между этими парами по всей окружности повешены светильники. Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 г., но нижний уровень с гробницей уцелел, поскольку мусульмане почитают Марию как мать Иисуса, она упомянута в Коране (36–45), и мусульманский писатель XV в. Муджир ад-Дин передаёт предание, что пророк Мухаммад видел свет над гробницей Пресвятой Богородицы во время ночного путешествия в Иерусалим. В эпоху турецкого господства церковь принадлежала францисканцам. Вероятно, некоторое время она служила мечетью. Ниша в юго-восточной стене могла быть михрабом, она появилась в XVII в., т.к. отсутствует на первых опубликованных планах святых мест Ж. Зуалларта (1585 г.) и Б. Амико (1609 г). В 1757 г. храм был передан турками во владение Греческой и Армянской церквам, но в нём могут служить (с разрешения православных и армянских церковных властей) копты и сирийцы. Нижний, основной уровень храма сохранился до настоящего времени. Его изучение начал Л.Ю. Венсан; в 1925 г. был опубликован план древней части; в 1937 г. проводились разведочные работы западнее гробницы, открывшие в армянской части храма участки мозаичных полов с изображениями креста и надгробной надписью: «Могила Касия и Адия» (VI в.?). Рядом с церковью были обнаружены остатки сооружений монастыря эпохи крестоносцев (на их месте сейчас роща оливковых деревьев).

 



 
PR-CY.ru