ГЕТТЕ Рене Франсуа - Страница 3

В одном из писем, адресованных публицисту-славянофилу Александру Алексеевичу Кирееву (1833–1910 гг.) в 1887 г., Владимир Соловьёв вопрошал: «Не получаете ли вы или не можете ли достать Union chretienne (о. Гетте), декабрь 86 г.? Там он напечатал что-то против меня и вызывает на ответ. Я весьма не прочь, но, к несчастью, не мог достать в Москве этого журнала; выписал через Готье, но раньше месяца не получу». О том, как дальше развивались события, Владимир Соловьёв повествует в письме к священнику Мартынову, члену Общества Иисуса. «Недавно только узнал я из одной русской газеты, что ещё в декабрьском № “Union chretienne” (1886 г.) священник Геттэ напечатал против меня статью, именно ответ на 9 вопросов, с которыми я некогда (в 1883 г.) обращался (в “Руси” Аксакова) к профессору протоиерею Иванцову-Платонову. Доставши (не без труда) № французского журнала, я прочёл эту статью и нашёл её совершенно вздорной и не заслуживающей возражения по существу… Автор прямо вызывает меня на ответ, и ввиду обнаруженной им наглости можно ожидать, что моё молчание будет перетолковано в смысле неблагоприятном и для меня, и для самого дела». Сложилась парадоксальная ситуация: француз-«ортодокс», живущий в Париже, защищает основы православия от русского «филокатолика», коренного москвича. Исследователи называют ещё одну любопытная подробность. «Католические французские журналы, которые своими похвалами мне вызвали брань в “Union chretienne”, исказили моё имя до фантастического, – продолжает Владимир Соловьёв. – А священник Геттэ, который получает достаточно русских субсидий, чтобы быть внимательным к русским фамилиям, вместо того чтобы исправить очевидную ошибку, нашёл в ней, напротив, своё удовольствие и настойчиво называет меня М. Solovico». Вскоре Владимир Соловьёв получил ответ от о. Мартынова и, в свою очередь, отправил ему второе письмо. Текст этого послания содержит интересные сведения о заочном споре, который начался было между «двумя Владимирами». Вот что сообщает Владимир Соловьёв о. Мартынову в письме от 14 апреля 1887 г. (Москва): «Следую вашему совету и оставляю ех-аббата без всякого возражения. Так как вы не читали его статьи, то, чтобы дать вам некоторое представление о её вздорности, приведу два образчика. На мой вопрос: в каких ересях, подвергнутых вселенскому осуждению, имеем мы право обвинять Римскую Церковь? – мой оппонент отвечает: les heresies de l'Eglise Romaine sont innombrables (ереси Римской Церкви бесчисленны) и в доказательство ссылается на своё собственное (известное мне) сочинение «La Papaute heretique» – вот и весь ответ. А следующее ещё лучше. Я спрашиваю: ввиду того, что ещё в VII веке св. Максиму Исповеднику было известно filioque и что он в письме к пресвитеру Марину доказывал, что в этом нет ничего неправославного, не можем ли и мы держаться такого взгляда на это дело? – «учёный» автор множества сочинений отвечает, что ему неизвестно письмо св. Максима, но что он думает, что оно подложно. Тут наглость сочетается с такой наивностью, которая показалась мне даже непонятною. Но то, что вы мне написали о литературном и общественном положении ех-аббата, объясняет, в чём дело: очевидно, ему решительно всё равно, что ни написать. При таких условиях отвечать ему в его журнале было бы с моей стороны большой ошибкой, и я вам искренне признателен, что вы меня от неё избавили». Заочная дискуссия между Владимиром Соловьёвым и Владимиром Гетте была продолжена. В мае 1888 г. Соловьёв прочёл лекцию в Париже, в салоне княгини Витгенштейн; она была напечатана под заглавием «L'Idee russe». Соловьёву возражал Владимир Гетте, статья которого была напечатана в журнале «Вера и разум» (1888). Главные сочинения (в русском переводе): «История церкви христианской от Рождества Христова до наших дней", т. 1–3, СПб., 1872–1875 (не окончена); полемика с католическими журналами по поводу приписываемых Владимиру Соловьёву вопросов о взаимных отношениях церквей восточной и западной («Вера и разум», 1887, № 11, 15); автобиография: «Souvenirs d'un prêtre remain devenu prêtre orthodoxe» (P., 1889; «Вера и разум», 1890–1891).



 
PR-CY.ru