Словарь по христианству Г ГЕТТЕ Рене Франсуа

ГЕТТЕ Рене Франсуа

ГЕТТЕ Рене Франсуа, в православии Владимир (1816–1892 гг.) – бывший католический, впоследствии православный священник. Родился во французском городе Блуа, стоящем на реке Луаре, в небогатой семье. В 1832 г. его мать скончалась, и он был отдан на воспитание к Леону Гарапену, у которого пробыл два года. Затем Рене учился в малой семинарии в Блуа, после чего – в большой семинарии, где изучал богословие и философию. В годы учёбы проявил склонность к серьёзным исследованиям. В 23 года Рене Франсуа был рукоположён во священника и несколько лет трудился на бедных приходах Блуаской епархии. Высокообразованный пастырь, Рене обрёл завистников и недоброжелателей среди клириков, подвизавшихся при епископском дворе. Однако у него был и покровитель в лице викария (впоследствии епископа) Фабра. По его настоянию Рене в 1847 г. приступил к своему многотомному труду «Histoire de l'Eglise de France» («История Французской Церкви», 1847–1857 гг.). После революции 1848 г. Рене некоторое время состоял редактором местного республиканского журнала «Republicain de Loire et Cher», потом перебрался в Париж, где в течение года преподавал классические языки в школе. Его заветным желанием было стать профессором, однако через год его назначили капелланом в один из госпиталей, позже перевели в другой. Архиепископ Парижский Сибур, поначалу покровительствовавший Рене, под давлением ультрамонтан переменил своё отношение к нему. Недруги Рене обвиняли его в янсенизме и приверженности к галликанству (эти идеи ультрамонтане усмотрели в его «Histoire de l'Eglise de France»). Декретом от 1852 г. седьмой том его «Истории Французской Церкви» был осуждён и внесён в «Индекс запрещённых книг», что, однако, не помешало Рене написать ещё пять томов. В 1857 г. архиепископ Сибур запретил ему совершать богослужения в Парижской епархии под тем предлогом, что он принадлежит к Блуаской епархии (формальному же запрещению в служении он никогда не подвергался). Впоследствии, когда архиепископ Сибур был убит священником Верже, противники Рене пытались доказать его причастность к этому преступлению, но их попытка успеха не имела. Несмотря на тяжёлые испытания, Рене усиленно занимался изучением церковно-исторических вопросов. Со временем возросла его критическая настроенность в отношении Римского престола. В своей полемике с ультрамонтанами Рене пытался доказать, что все тексты, цитируемые в защиту папской власти, подложны или искажены. В эти же годы он стал проявлять интерес к православной церкви, а впоследствии утверждал, что «римскому католику, чтобы сделаться православным, надлежит лишь отвергнуть главенство папы и прившедшие через то ложные догматы». В своём журнале «Observateur catholique» он доказывал отсутствие у института папской власти божественного основания и выражал явную склонность к православию. Случай свёл Рене с действительным статским советником, писателем по церковным и богословским вопросам Сергеем Петровичем Сушковым (1816–1893 гг.). Русский автор обратился к католическому богослову за помощью, не будучи в силах самостоятельно разобраться в вероисповедных вопросах. К удивлению С.П. Сушкова, Рене дал ему объяснения в православном духе, после чего католический священник был представлен председателю учебного комитета Священного Синода протоиерею Иосифу Васильевичу Васильеву (1821–1881 гг.), долгие годы трудившемуся на русском приходе в Париже. Протоиерей Иосиф, в свою очередь, нашёл все суждения Рене настолько православными, как если бы тот окончил курс Московской духовной академии. В 1861 г. в Париж для освящения русского храма прибыл епископ Ревельский Леонтий (Лебединский), викарий Санкт-петербургской митрополии.

 



 
PR-CY.ru