ГЕРМОГЕН, Долганов (или Долганёв) Георгий Ефремович - Страница 2

Гермоген – один из самых консервативных русских архиереев начала XX в. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Так, крайне негативно оценил пьесу Леонида Николаевича Андреева (1871–1919 гг.) «Анатэма», в своей проповеди призвав губернатора уберечь русское юношество от тёмной и злой силы, направил в Священный Синод ходатайство о запрете этой пьесы. Был автором брошюры «Нынешние исследователи анатэмы и его крамолы», предлагал отлучить от церкви Леонида Андреева, Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941 гг.), Василия Васильевича Розанова (1856–1919 гг.), отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по знаменитой актрисе Вере Фёдоровне Комиссаржевской (1864–1910 гг.) и запросил Ташкент, где она скончалась во время гастролей от чёрной оспы, чем она болела, была ли православной и когда исповедовалась. Гермоген участвовал в заседании Святейшего Синода, в которым выступил против предлагавшегося московским митрополитом Владимиром (Богоявленским) и великой княгиней Елизаветой Фёдоровной введения чина диаконисс в православной церкви, апеллировал в резкой форме по этому вопросу к императору (направил ему телеграмму, в которой утверждал, что Святейший Синод учреждает в Москве «чисто еретическую корпорацию диаконисс, фальшивое подложное учреждение вместо истинного»). Также в этой телеграмме критиковал проект введения особого чина заупокойного моления об инославных, заявив, что этим оказывается «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви». 3 января 1912 г. Гермоген был уволен императором от присутствия в Синоде (ему было предписано выехать во вверенную ему епархию), но отказался подчиниться этому распоряжению, давал интервью газетам, в которых критиковал членов Синода. В результате 17 января 1912 г. был уволен от управления епархией и направлен в Жировицкий монастырь. Его увольнению способствовали ещё два фактора. Во-первых, Гермоген поддерживал деятельность черносотенного иеромонаха Илиодора (Труфанова), который первоначально поддерживали церковные и светские власти, видевшие в нём успешного антиреволюционного пропагандиста, но затем дистанцировались от его демагогии. Позднее Илиодор снял сан и объявил о разрыве с церковью, Гермоген же остался его союзником вплоть до сложения им сана. Во-вторых, епископ вступил в конфликт с Григорием Распутиным, которого первоначально поддерживал. В августе 1915 г. был переведён в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 8 марта 1917 г. – епископ Тобольский и Сибирский (назначен на этот пост как «жертва старого режима»). Сохранил монархические убеждения, призывал паству «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом». Резко критиковал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г. Был обвинён советскими властями в симпатиях к находившемуся в Тобольске императору Николаю II (есть данные, что бывший император и епископ простили друг другу прежние обиды), а также в попытках организовать помощь бывшим фронтовикам (большевики расценили это как стремление сорганизовать их в контрреволюционных целях).

 



 
PR-CY.ru