ГЕРМОГЕН, Добронравин Константин Петрович - Страница 2

Он обладал и даром церковного песнописца и в 1886 г. составил «Службу» почивающему в Псковском соборе псковскому князю Довмонту (в крещении Тимофею; ум. в 1299 г.). Много статей исторического, агиологического и нравоучительного содержания Гермоген помещал в духовных журналах (большая часть этих статей вошла в изданный им двухтомный сборник под заглавием «Минуты Пастырского Досуга»). Он описал юность трёх вселенских святителей и жизнь Николая Мирликийского, Пахомия Великого, преподобного Ксенофонта, Иоанна Дамаскина, Стефана Пермского и Димитрия Ростовского, составил общее рассуждение «О важности изучения жизни святых угодников Божиих». Гермоген напечатал воспоминания о Филарете Московском, Антонии Воронежском, Ионе (экзархе Грузии) и Афанасии Казанском, интересовался аскетизмом и писал не только о Серафиме Саровском, но и о Задонском затворнике Георгии и о каком-то неизвестном Малоархангельском юродивом Терентии, издал популярные статьи «о пении при богослужении и церковной музыке» и о «святых местах». Гермоген старался придавать своим сочинениям популярную, хотя иногда как бы старомодную (эпистолярную или диалогическую) форму. У него есть и «Беседы священника с прихожанами о неосуждении ближнего и об исповеди», и «Вечерние беседы отца с детьми» о церковном пении и о святых местах, и «Разговор между двумя крестьянами Боголюбом и Миролюбом о том, как надо проводить воскресные и праздничные дни», и «Беседа старика с молодыми о том, верить ли снам». Видавший вещие сны, в молодости потерявший жену, соединённую с ним «крепкою любовью», и в качестве кладбищенского священника наглядевшийся на скорбь живых при разлуке с умершими, Гермоген особенно часто задумывался над вопросами о смерти, будущей жизни и общении между умершими и живыми (по поводу смерти жены написал «Утешение в смерти близких сердцу», выдержавшее более десяти изданий). Он смотрел на жизнь, как на странствие, поле брани, «грозное и шумное море, воздвизаемое напастей бурею, на котором на утлой ладье нашей душе непрестанно угрожают опасности». Он писал: «Самое опасение, чтоб со временем не изменилась счастливая обстановка, не есть ли уже для сердца червь кровожадный? A страх смерти, которая рано или поздно, а непременно пресечёт земное счастие?.. Здесь нет радости без скорби, нет счастия без бед». Но Гермоген был чужд мрачного отчаяния. Среди треволнений житейского моря его спасали «кормило веры и якорь надежды»: «Что со мной ни случится, у меня всегда готово слово, согретое верою и надеждою». Для него «жизнь и смерть, и радость, и горе все во власти Божией». В одном из своих стихотворений Гермоген говорит: «Всё Его святая воля, он премудрый наш Отец». Смерть для него была «началом новой, несравненно лучшей жизни, началом бессмертия», а бестелесное состояние усопших, по его убеждению, «отнюдь не препятствует их общению» с живыми. Гермоген не запрещал плакать об умерших, он даже одобрял эти слёзы, с которыми «точно капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни», но слёзы, по его мнению, не должны быть слезами отчаяния. Соч.:  «Утешение в смерти близких сердцу». СПб., 1854. М., 1997, 2003; «Очерк истории христианской Церкви..: Век I–IX.» СПб., 1866; «Краткая история Русской Церкви..: Век X–XIX.» СПб., 1866; Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский и Коломенский. СПб., 1868; «Воспоминания о преосвященном Антонии, архиепископе Воронежском.» СПб., 1869; «Георгий, затворник Задонского монастыря». СПб., 1869; Российское библейское общество. СПб., 1869; «Очерк истории славянских Церквей». СПб., 1873; «Вечерние беседы отца с детьми о пении при богослужении и о церковной музыке.» СПб., 1876; «Справочный листок о церквах и духовенстве епархиального ведомства в Санкт-Петербургской епархии за 1876 г.» // ЦВ. 1877. № 28, № 32, № 34, № 35, № 36; «Литургика». СПб., 1881; «Минуты пастырского досуга». СПб., 1882. 2 т.; «Таврическая епархия». 1887; «О святых таинствах православной Церкви». СПб., 1894; «Моё прошлое»: Из записок преосвященного Гермогена, епископа Псковского. СПб., 1908; «Краткий очерк истории Армянской Церкви. Вероучение Армянской Церкви». М., 2000. СПб., 2005.



 
PR-CY.ru