ГЕРМАН, Стилианос Каравангелис

ГЕРМАН, Стилианос Каравангелис (1866–1935 гг.) – епископ Константинопольской православной церкви, митрополит городов Кастория и Амисос (Самсун), организатор отрядов самообороны и политический руководитель греческого населения регионов Западная Македония и Понт. Родился в городке Стипси, острова Лесбос. Отец его был родом с острова Псара (Герман был вторым ребёнком в семье, которая насчитывала 9 детей). Когда ему было два года, семья переселилась на противоположный малоазийский берег в город Адрамитион (ныне Эдремит), где он и вырос, и где у его отца было торговое дело. Получив стипендию митрополита Эфесского Агафангела (Гаврилидиса), уехал учиться в Халкинскую богословскую школу, которую окончил в 1888 г. с отличием и был рукоположён в сан диакона патриархом Дионисием V (1887–1891 гг.) с наречением имени Герман в честь основателя семинарии патриарха Германа IV (1842–1845, 1852–1853 гг.). При финансовой поддержке греческого мецената Павла Стефановика Герман продолжил учёбу в городах Бонн и Лейпциг, где 13 февраля 1891 г. получил степень доктора философии за работу «Учение о Боге Феофила Антиохийского». После этого он вернулся в Константинополь, где в августе 1891 г. был назначен профессором Халкинской богословской школы и до своей епископской хиротонии преподавал церковную историю, гомилетику, богословие и еврейскую археологию. 6 марта 1894 г. Константинопольским  патриархом Неофитом VIII (1891–1894 гг.) Герман был рукоположён в сан священника. В феврале 1896 г. был рукоположён в титулярного епископа Хариопольского с резиденцией в Перане (Константинополь) и развернул деятельность против иностранной пропаганды, поддерживая греческое образование, отвоёвывая учеников у иностранных школ (в особенности у католических). 21 октября 1900 г. патриархом Константином V (1897–1901 гг.) назначен митрополитом Касторийским в Западной Македонии. Там Герман застал обстановку засилья и террора вооружённых сторонников Болгарского экзархата (при попустительстве и поощрении турецких властей) против сторонников патриархата и греческого населения. Греческий священники и учителя, после ряда убийств, покидали свои сёла, многие церкви были закрыты и, как рассказывал сам Герман, чтобы провести службу в одной из закрытых церквей, он собственноручно взломал двери топором. Не найдя поддержки в греческом консульстве города Монастир (ныне Битола), Герман решил обратиться к местным силам и ответить болгарам такой же тактикой и приступил к созданию греческих отрядов самообороны. За ним последовали другие иерархи, и борьба за Македонию приобрела массовый характер. Герман сумел привлечь к этой борьбе и сторонников патриархии из славяноязычного меньшинства, самым известным из которых стал капитан Коттас (1863–1905 гг.). В этой борьбе всех против всех Герман, как и болгары, не гнушался сотрудничеством с турками. В результате часть сёл, прежде находившихся в духовном подчинении Болгарского экзархата, вернулись под омофор Константинопольского патриарха. Параллельно на политической арене он потребовал вмешательства греческого государства в эту борьбу, чтобы не оставить инициативу за болгарами. Его борьба носила больше церковный, нежели этно-центрический характер, и его доклады премьер-министру Греции Александросу Заимису (1855–1936 гг.) и депутату парламента Теодорису Делияннису (1824–1905 гг.) вначале не имели результата. Более того, Заимис заявлял в узком кругу: «Надо отделаться от Каравангелиса, он способен причинить нам большой вред». Но под давлением общественного мнения греческое правительство решило принять участие в вооружённом сопротивлении. Возглавляемое Германом греческое духовенство было одной из составляющих этого вооружённого противостояния, в результате чего митрополит стал самым большим врагом болгарского Комитета. Но нажил он и других врагов. Так по ошибке, вместо него, был убит митрополит Корчинский Фотий (Калпидис), скорее всего, албанцами. В последующие семь лет (1900–1907 гг.) разрушения приняли массовый характер. Герман воодушевил и благословил офицера греческой армии Вардаса на возмездие за болгарские зверства, в результате была учинена такая же резня в селе Горицани (о ней Герман пишет в своих мемуарах).

 



 
PR-CY.ru