ГЕРМАН, Аав Герман Васильевич

ГЕРМАН, Аав Герман Васильевич (1878–1961 гг.) – епископ Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата, в 1925–1960 гг. – её Предстоятель с титулом «Карельский и всей Финляндии». Родился в Хелламаа на острове Муху, в семье эстонского псаломщика Василия Аава и его супруги Марии Эллик. В 1894 г. по второму разряду окончил Рижское духовное училище, а в 1900 г. по второму разряду – Рижскую духовную семинарию. В 1904 г. вступил в брак с Любовью Бобковской, происходившей из семьи священнослужителя прихода протоиерея Александра Бобковского и его супруги Ольги Бародкиной. С 1900 по 1904 гг. трудился в должности псаломщика в церкви города Хаапсалу. 27 сентября 1904 г. рукоположён в сан священника и служил в православных приходах Эстонии (до 1920 г. – Рижская епархия, затем – автономная Эстонская православная церковь) в деревнях Лелле (1904–1907 гг.), Вяндра (1907–1911 гг.) и Мустяла (1911–1922 гг.). С 1 января 1920 г. по 5 февраля 1921 г. – настоятель Николаевской церкви в Курессааре. Был благочинным округа Сааремаа и членом Поместного собора Эстонской православной церкви. 17 июня 1922 г. на Соборе Финляндской церкви был избран викарием архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова). 8 июля 1922 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (1921–1923 гг.) без предварительного пострижения в монашество рукоположил его в сан епископа Сортавальского. По свидетельству Первоиерарха Русской православной церкви зарубежом Антония (Храповицкого), «именно Вселенский патриарх рукоположил ему в викария священника Аава (без всякого пострижения в монашество или даже в рясофор) не только без его, архиепископа, согласия, но даже вопреки его протесту; этим покойный патриарх попрал основной канон Церкви – шестое правило первого Вселенского Собора (и многих других)… И вот, сей сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, побритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православных и возбуждает злорадство иноверцев». 29 декабря 1923 г. решением Государственного Совета и указом президента Финляндии на основании принятого закона об официальном языке Финляндии, архиепископ Серафим, как не освоивший в четырёхмесячный срок финский язык, был отстранён от управления Финляндской церковью и принудительно отправлен на покой в Коневецкий монастырь, а в 1926 г. при помощи митрополита Евлогия (Георгиевского) покинул Финляндию. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства епископ Сортавальский Герман (также не владевший финским языком) был избран и 13 июня 1925 г. утверждён Предстоятелем Финляндской православной церкви с титулом «архиепископа Карельского и всей Финляндии» (14 августа того же года утверждён в этой должности президентом). С середины 1920 гг. митрополит Антоний (Храповицкий) называл нового финляндского архиерея «лже-епископом» и причащавшихся с ним призывал к покаянию. В частности, в письме валаамскому иеромонаху Поликарпу (Шорину) от 27 января 1925 г. он писал: «Печальные вести ваши я получил и много скорбел о безжалостном ожесточении архипастырей греческих, а Германа я считаю простым мирянином…» На протяжение всего периода управления Герман проводил активную политику экуменизма и финнизации. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского языка на финский. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по греческим образцам, отменил обязательное ношение священниками рясы и восьмиконечного «русского» креста, вместо которого был введён четырёхконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединённых между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды. При строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не «русского» стиля. Его статьи и проповеди помещались в официальном вестнике Финляндской церкви, журнале «Аамун Койтто» и в других периодических изданиях. В 1937 г. в Сортавале по приглашению Германа проходило совещание финских и прибалтийских православных епископов, в котором участвовали митрополит Таллинский Александр (Паулус), митрополит Рижский Августин (Петерсон), архиепископ Печерский Николай (Лейсман), епископ Выборгский Александр (Карпин) и епископ Елгавский Иаков (Карп). Повестка дня данной встречи включала развитие межцерковных связей, календарный вопрос, унификацию богослужения, экономическое положение клириков и приходов, создание общего высшего богословского учебного заведения. В 1938 г. состоялась вторая встреча финских и прибалтийских архиереев, которая была посвящена участию в экуменическом движении. В послевоенные годы Герман противился попыткам Московской патриархии вернуть Финляндскую церковь в свою юрисдикцию, сумел сохранить status quo, и в 1957 г. Московская патриархия отказалась от своих претензий. 1 июля 1960 г. Герман покинул свой пост по состоянию здоровья, скончался в Куопио.

 
PR-CY.ru