ГЕРМАН Барутович

ГЕРМАН Барутович – архимандрит Русской православной церкви, ректор Казанской духовной семинарии. Воспитанник Киевской духовной академии, «из Киевских иеромонахов» в 1730 г. был назначен архимандритом Благовещенского Нежинского монастыря, именуемого Назаретом. В апреле 1732 г. в Казань был поставлен архиепископом учёный малороссиянин Иларион Рогалевский, сподвижник Феофана Прокоповича, который в том же году вызвал Германа в Казань, где тот получил архимандрию в Спасо-Преображенском монастыре. В этом монастыре Иларион построил каменные братские кельи; в соборе «разделил большие окна и построил лепоукрашенный иконостас». Как киевлянин, он особенно старался о распространении в Казани почитания Святой Варвары: над вратами вместо ветхой церкви Положения Ризы Богородицы построил церковь Святой Варвары и выписал из Киева часть мощей великомученицы. Одной из главных задач Илариона было расширение устроенной в 1723 г. Казанской «славяно-российской» школы, где происходило обучение только «славянской грамматике и букварям». Архиепископ выписал из Киева учителей для обучения школьников и «латинского диалекта», и, таким образом, школа обратилась уже в «славяно-латинскую». Тогда же начата была постройка здания семинарии, в которую постепенно должна была быть преобразована Казанская школа. Для управления семинарией была учреждена «особливая контора», и Герман был определён Иларионом «к новозачатой семинарии Казанской для строения и произвождения славяно-латинских наук» с титулом «управителя». Пользуясь широкими полномочиями, полученными от архиерея, Герман действовал самостоятельно и энергично: «со всяким искушением экзаменовал» воспитанников и «достойных к высочайшим школам промовал (от лат. promovеге)»; своею властью назначил учителем инфимы и фары Соколовского и определил ему такое же жалованье, как учителям высших школ. Стараниями Германа с осени 1735 г. в школе был открыт класс пиитики. Вообще, стремясь устроить в Казани семинарию с полным курсом и с «многособранным числом учеников», Герман не стеснялся средствами и особенно не щадил доходов архиерейского дома, так что, по выражению профессора Покровского, «готов был все домовые доходы считать семинарскими». В этом с ним был согласен и архиепископ Иларион, который, кроме того, отписал на семинарию некоторые монастырские вотчины и обложил двойным взносом на семинарию церкви и крестьян духовных вотчин. Одновременно с возведением здания семинарии Герман, по признанию Синода, свой Спасский монастырь, «обветшавший от несмотрения прежних властей, возобновил и устроил». В марте 1735 г. архиепископ Иларион был переведён в Чернигов, и Герман вместе с архимандритом Раифской пустыни Мисаилом в междуархиерейство, продолжавшееся до сентября, ведал Казанской епархий. Враги Германа впоследствии утверждали, что он «престол Казанского архиерейства всякими образы желал восприять, о чём и заручныя собирал», опираясь на партию среди духовенства во главе со своим кумом Благовещенским соборным протопопом Михаилом Ивановым. Переведённый в сентябре 1735 г. в Казань из Суздаля архиепископ Гавриил (ум. в 1753 г.), человек неучёный, прибыл (2 октября 1735 г.) в Казань с предубеждением, как вообще против насаждённой Иларионом семинарской науки, так в особенности против семинарского «управителя», в котором видел своего соперника. Нашлись, конечно, люди, недовольные Германом, начавшие разжигать раздражение владыки против Спасского архимандрита.

 



 
PR-CY.ru