Словарь по христианству Г ГЕРМАН

ГЕРМАН

ГЕРМАН (ум. в 1682 г.) – архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, представитель поэтической школы, сложившейся в монастыре в XVII в. Жил в обители с юных лет, был любимым учеником, пострижеником и келейником патриарха Никона (1652–1666 гг.). Автор «Жития Никона», иподиакон при Никоне Иван Корнильевич Шушерин (ум. в 1693 г.), называет Германа одним из близких к патриарху людей. Предполагается, что Герман поселился в монастыре вместе с патриархом после того, как тот оставил Москву 10 июля 1658 г. 30 ноября 1666 г. присутствовал на последней литургии Никона перед отъездом его в Москву на церковный Собор и, по поручению патриарха, изгнал из храма затеявшего во время службы спор о «новоисправленных книгах и Греческом пении» спасского архимандрита Сергия. Позднее занимал высокие должности. В 1673–1678 гг. с перерывами был строителем (ведающим монастырскими вотчинами), временно отставлен в мае 1676 г. из-за «бою и срыва казённой печати» и подвергнут телесному наказанию (бит «шелепами за… бесчинство»). В 1680 г. Герман был в числе тех, кто безуспешно ходатайствовал о возвращении Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новый Иерусалим. Архимандрит Воскресенского монастыря с ноября 1680 г. В марте 1681 г., по выбору царя Фёдора III Алексеевича (1676–1682 гг.), был избран братией монастыря в настоятели. В августе получил письмо патриарха Никона к братии монастыря с просьбой бить челом царю о его возвращении в Воскресенский монастырь, поскольку его «жития конец приходит». В 1681 г. Герман передал Фёдору Алексеевичу адресованное братии обители письмо Никона, извещающее о его тяжёлой болезни, и просил царя разрешить вернуться в Воскресенский монастырь его основателю. На этот раз Фёдор Алексеевич преодолел сопротивление патриарха Иоакима (1674–1690 гг.), и Никона было решено отправить в Новый Иерусалим. Герман 25 августа 1681 г. отпевал тело Никона, умершего по дороге из ссылки в свою любимую обитель. В последний период жизни Герман пользовался благоволением царя Фёдора Алексеевича, который живо интересовался делами возглавляемой архимандритом обители. Похоронен в Новоиерусалимском монастыре в церкви Всех Святых, первоначально посвящённой Андрею Первозванному. На могильной плите высечена эпитафия Герману в стихах, автором которой является его преемник архимандрит Никанор, что следует из акростиха эпитафии, реконстурированного исследователем русской литературы и культуры Александром Михайловичем Панченко (1937–2002 гг.). Сохранились три эпитафии и четырнадцать песен (все в жанре акростиха), созданные Германом. По мнению исследователей, наибольший интерес представляет его песенное творчество. Все песни предназначены для трёхголосного напева (партесное пение) и снабжены нотами. Поскольку мелодии для его песен сочинены одним лицом, предполагается, что это был сам Герман. Большая часть поэтического наследия Германа – произведения духовного содержания, написанные в основном силлабическим стихом (имеются редкие включения силлабо-тонических стихов). Одна из песен является переработкой 140-го псалма, гимны – отклики на события современные (в том числе связанные с патриархом Никоном), песни покаянные и сочинения по случаю церковных праздников. В песнях почти отсутствуют licentia poetica – неправильности, допускаемые для соблюдения стихотворного размера или достижения созвучия стихов, однако произведения отличаются неточностью рифмы. Песни большей частью содержат по два акростиха, некоторые из них удалось прочитать только благодаря тому, что составляющие их буквы были выделены в рукописных сборниках красными чернилами. В отличие от поэтов приказной школы, акростих у Германа и его последователей становится источником сведений об авторе, его личных переживаниях и даже событиях частной жизни. Герман был также регентом церковного хора (уставщиком) и, вероятно, играл на лютне (этот инструмент упоминается среди его имущества в завещании). Знал несколько иностранных языков (в его библиотеке хранились книги на греческом, латинском и польском, в том числе руководства по стихосложению). Лит.: Васильева Е. Три воскресных гимна архимандрита Германа // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Зеленская Г. – М.: Северный паломник, 2002; Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Июль-сентябрь 1874. – М., 1874; Панченко А. Герман // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 3 (XVII в.); Поздеев А. Песни-акростихи Германа // Труды Отдела древнерусской литературы. – М.; Л., 1958. – Т. 14; Он же. Рукописные песенники XVII–XVIII вв: Из истории песенной силлабической поэзии. – 1996.

 
PR-CY.ru