ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ - Страница 3

Иконография Германа начала складываться до его канонизации в среде почитателей в России и Америке. Иконографическим образцом послужил миниатюрный портрет 1866 г., написанный в технике акварели, по-видимому, монахиней Елисаветой (Яновской) по рассказам её отца схимника Сергия (Яновского), который в том же году послал рисунок игумену Дамаскину (Кононову) на Валаам (в настоящее время в Музее православной церкви в Куопио, Финляндия). Преподобный изображён вполоборота вправо, по пояс, в простой рясе и мантии, с непокрытой головой, руками опирается на посох (левая с чётками – на правой), у него большие светлые глаза, прямой нос, длинные седые волосы, спадающие прядями на плечи, и кудрявая борода средней величины. На основе портрета А. Смирнов создал гравюру 1894 г. с факсимиле автографа Германа (впоследствии на иконах воспроизводились не только портретные особенности лика святого, но и жест рук, лежащих на посохе). Рисунок, представляющий преподобного на смертном одре в интерьере с иконами и падающим из окна потоком света (1929 г.), и икона-плащаница работы архимандрита Серафима (около 1936 г.), положенная на гробницу Германа (церковь Смоленской иконы Божьей Матери на месте кельи Германа на о-ве Еловом), – в руках святого Крест, глаза закрыты – были выполнены к обретению мощей Германа, как, вероятно, и другие работы того же автора: житийный образ 1929 г. (церковь Покрова Богородицы в Нью-Йорке, США), изображение (того же года; на холсте святого, сидящего с книгой у Креста, и кельи в лесу, не сохранилось). Другие ранние иконы Германа были написаны будущим игуменом Германом (Подмошенским) по благословению архимандрита Герасима (Шмальца); в надписях Герман назван «блаженным». Икона 1961 г. воспроизводит видение архимандрита Герасима в 1935 г., перед переселением на Новый Валаам: Герман изображён звонящим в колокола, в лесу, с палкой-посохом в руке, вокруг головы – сияние. Икона 1962 г. (монастырь во имя Германа в Платине, штат Калифорния, США) представляет святого стоящим на скалистом островке среди вод, на фоне Елового о-ва, в рясе и мантии, с непокрытой головой, большим параманным крестом-веригами на груди (подлинная реликвия – на раке святого в церкви Воскресения Христова на о-ве Кадьяк), с поднятой десницей и развёрнутым свитком в левой руке (с текстом его наставлений: «От сего дня, от сего часа, от сей минуты будем стараться любить Бога…»). Образ подобной иконографии был написан по благословению архиепископа Карельского и Финляндского Павла (Олмари-Гусева) в 1970 г. японским иконописцем П. Сасаки и освящён на мощах Германа во время его канонизации (в настоящее время в соборе Преображения Господня Нововалаамского монастыря, Финляндия); в храмах Финляндии находится несколько списков с этого образа. На других иконах святой представлен, как правило, в поясном или ростовом изводе, близком к изображению на акварельном портрете, иногда на фоне «северной пустыни» – пейзажа с невысокими горками и водой (образ конца XX в.), иногда с благословляющей десницей или со свитком, – например, образ работы архимандрита Киприана (Пыжова) с частицами мощей и гроба (около 1970 г.), на свитке текст Пс. 18:5: «Во всю землю изыде вещание их...»

 



 
PR-CY.ru