ГЕРАСИМОВСКИЙ РАСПЕВ - Страница 2

В конце ХVIII – начале ХIХ в. встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании герасимовского распева из рукописей, поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода. С герасимовским распевом (так же как и с другими новейшими распевами и гармонизациями того времени) связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского монастыря. От песнопений традиционного знаменного распева (на те же тексты) герасимовский распев наследует чёткое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового музыкального направления. В мелодике песнопений герасимовского распева есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты герасимовского распева, что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по которому герасимовский распев легко узнаётся. Характерным признаком этого песнопения является свойственный украинской традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохранённый почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI–XVIII вв. словоформы «вчеловечившийся». По мнению исследователей, в ХVIII в. герасимовский распев исполнялся на два голоса в терцию (не исключено, что и в трёх-, четырёхголосном изложении), хотя в украинских Ирмологионах в виде двухголосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 г. могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит так называемый основной голос, двухголосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы начала ХIХ в. В ХIХ в. герасимовский распев не получает значительного распространения. В будничном богослужении, судя по изданиям Придворной певческой капеллы во время руководства Алексея Фёдоровича Львова (1798–1870 гг.) и Николая Ивановича Бахметева (1807–1891 гг.), предпочтение отдавалось кратким силлабическим напевам, тогда как герасимовский распев использовали в торжественных случаях. С этой целью он применялся в репертуаре капеллы в начале ХIХ в., но уже без упоминания имени автора. Например, песнопение «Единородный Сыне» с названием «великое» (Божественной Литургии) употреблялось наряду с будничным кратким. В украинской традиции были приняты местные и монастырские напевы. В ХIХ в. песнопение «Единородный Сыне» герасимовского распева было гармонизовано Василием Антоновичем Бирюковым (с названием «киевского напева») и Александром Ивановичем Альбановым.



 
PR-CY.ru