Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ Князев

ГЕРАСИМ Князев

ГЕРАСИМ Князев (ум. в 1829 г.) – архимандрит, настоятель Симонова монастыря Московской епархии Русской православной церкви. Происходил из купцов и «словесным наукам не обучался». С 1791 г. был игуменом Николаевского Моденского монастыря Новгородской епархии, а 19 мая 1795 г. был переведён в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита. В 1805 г. Герасиму и будущим после него архимандритам были присвоены все отличия при священнослужении, какие присвоены Кирилло-Белозёрскому архимандриту. В 1806 г. ему было дано право носить на скрижалях мантии икону Благовещения и Тихвинскую икону Богоматери и совершать богослужение во всём подобно архимандриту Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 15 февраля 1810 г. Герасим был переведён в Симонов монастырь города Москвы с сохранением всех прежде полученных им преимуществ. В 1812 г., во время вторжения наполеоновских войск в пределы Российской империи, он проявил особую распорядительность в деле спасения не только церковного имущества Симонова монастыря, но и сокровищ других монастырей и Успенского собора, отправленных им в Вологду. В 1813 г. был награждён орденом Святого Владимира третьей степени, а в 1816 г. – орденом Святого Владимира второй степени. В 1821 г. Герасим был уволен на покой и умер 6 июня 1829 г., был погребён в Симонове монастыре, за алтарём Успенского собора. Пользовался в Москве популярностью среди купечества, держался строго охранительного направления и сплачивал около себя всех противников сомнительных, с православной точки зрения, новшеств. По словам Герасима, «добренькие сыны Греко-Российской Церкви» в смущении духа приносили к нему «новопечатные книжки, и плакали и горевали», говоря: «Смотрите, батюшка, что ныне печатают». В число этих книг попали не только мистические книги вроде «Таинства Креста», но и «Мученики» Франсуа Рене де Шатобриана (1768–1848 гг.). Печалясь о том, что враги церкви «из сих овечек стада Христова утаскивают к себе», Герасим обличал еретиков и вольнодумцев в донесениях, которые он подавал высшим властям, митрополитам Амвросию и Серафиму, а через Юрьевского архимандрита Фотия (Петра Спасского; 1792–1838 гг.) и самому «великому слуге Божию» графу Алексею Андреевичу Аракчееву (1769–1834 гг.). Герасим пользовался особым расположением Фотия, который писал Герасиму после «падения» министра духовных дел князя Александра Николаевича Голицына (1773–1844 гг.): «Возлюбленный о Господе брате, рабе верный Христов и сподвижник, отче преподобный Герасим, знаю, что ты, яко Савва Освященный, ревновал, ревнуешь за Святую Церковь и за Святую Веру; сладко мне слышать твои слова и подвиги; порадуйся, старче преподобный! министр наш один Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Люди противоположных взглядов не стеснялись в своих отзывах о Герасиме и его «овечках». Писатель Иван Андреевич Невзоров «добреньких овечек» Герасима называл «богатыми торгашами, во время войны нажившими от крови и слёз миллионы», а его самого причислял к духовным лицам, которые «любят быть на свадьбе в Кане и попировать в Вифании, а от Голгофы прочь».

 
PR-CY.ru