ГЕРАСИМ Иорданский - Страница 3

Изображения XIII–XVI вв., в основном, повторяют композиционное расположение (в ряду преподобных) и иконографию святого, представленную в монастыре св. Неофита (чаще поясное изображение, свиток свернут): юго-западный угол собора Тимотесубани (Грузия, 1205–1215 гг.) – в окружении преподобных и мучеников; нартекс собора в Милешеве (около 1228 г.) – среди палестинских преподобных (Иларион Великий, Феоктист Палестинский, Евфимий Великий, Савва Освященный); в росписи диаконника церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317–1318 гг.) – в паре с преподобным Харитоном среди других преподобных; в нартексе собора монастыря Хиландар на Афоне (1319 г.); в монастыре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция; между 1333 и 1345 гг.) – рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной церкви Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (1512 г.) – в рост, с развёрнутым свитком, рядом с Евфимием Великим; в церкви Панагии Равиотиссы в Кастории (1533 г.). В минейных циклах Герасим Иорданский часто представлен и единолично, например, во фресковых минологиях в церкви Успения Богородицы монастырей Грачаница (Косово и Метохия, около 1320 г.) – оплечно; в медальоне и Трескавец (Македония, между 1334–1343 гг.) – в рост. На миниатюре из греко-грузинской рукописи XV в. Герасим Иорданский изображён на л. 47 – фронтально в рост, в красной мантии и зелёном подряснике, на л. 48 – оплечно в медальоне, мантия коричневая; в церкви святителя Николая в Пелинове (Черногория, 1717–1718 гг.) – в рост; на русских минейных иконах на март (например, XVI в., ВГИАХМЗ, конец XVI в., КОХМ) и на минее годовой начала XIX в. (УКМ). В начале XIV в. появилось изображение житийного цикла Герасима Иорданского, известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл Жития представлен в росписи в церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция, 1309–1319 гг.) – на северной стене южной части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в двух не отделённых друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Герасим Иорданский извлекает из лапы льва занозу – святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, которой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой – ему боязно смотреть на врачевания Герасима Иорданского, и он повернул голову от святого); лев ведёт за узду осла с водоносами, слева его встречает Герасим Иорданский (в полном монашеском облачении), справа – молодой монах, жестом вопрошающий Герасима Иорданского о чуде; кража осла – похитители представлены в образе темнокожих мужчины и женщины в характерных головных уборах, с серьгами в ушах, верхом на верблюдах. В нижнем регистре сохранилась верхняя часть фигуры Герасима Иорданского, очевидно, порицающего льва за якобы съеденного осла; нападение льва на похитителей. Сходный по составу клейм житийный цикл представлен в росписи северо-восточной капеллы в скальной церкви с. Иванова (Болгария, третья четверть XIV в.).

 



 
PR-CY.ru