ГЕРАСИМ Иорданский - Страница 2

Повесть о Герасиме Иорданском из «Луга духовного» получила широкое распространение в славянской письменности. Она включена в состав Синайского Патерика, переведённого в Болгарии в начале Х в. (старший русский список датируется концом XI в.), и затем вошла в нестишной Пролог, составленный на Руси в начале XII в. под 4 марта. Другой перевод Повести о Герасиме Иорданском был выполнен в Болгарии в первой половине XIV в. и помещён в Сводный Патерик (этот перевод получил отражение в составе стишного Пролога под 20 марта). На Руси с конца XV в. Герасим Иорданский отождествляется с Иеронимом Стридонским. В Геннадиевой Библии под его именем помещены предисловия, написанные Иеронимом к книгам Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товия, Юдифь, Премудрости Соломоновой и Маккавеев. Отождествление этих святых вызвано, по-видимому, общими чертами их биографии: Иероним был старшим современником Герасима Иорданского, часть жизни также провёл в Палестине, где основал монастырь в Вифлееме; и с ним также связана легенда об исцелении льва, который стал его иконографическим атрибутом (например, на гравюре Альбрехта Дюрера). Исследователи затрудняются решить, кому принадлежит подобное отождествление: переводчику Вениамину или заказчику Геннадиевской Библии. В русской литературе XIX в. патериковый сюжет послужил основой повести Николая Семёновича Лескова (1831–1895 гг.) «Лев старца Герасима». Изображения Герасима Иорданского в византийском искусстве до XII в. неизвестны. Некоторые исследователи связывают это с упоминанием в «Житии св. Евфимия» Кирилла Скифопольского о ереси Герасима Иорданского, которая носила временный характер. Впоследствии возобладало почитание этого святого как одного из столпов палестинского монашества. Самое раннее известное изображение Герасима Иорданского сохранилось на северном откосе арки центральной апсиды в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева новгородского монастыря (1125 г.). Святой изображён оплечно в медальоне, в правой руке крест, левая развёрнута ладонью вовне. В памятниках византийского круга этого времени образ святого имеет те же черты, что и на новгородской фреске. Это – старец с клиновидной бородой средней длины, разделённой на две пряди, в монашеском облачении (хитон, мантия), с непокрытой головой. Так Герасим Иорданский представлен в росписи алтаря Энклистры в монастыре св. Неофита в Пафосе (Кипр; 1183 г.), выполненной византийским художником конца XII в. Апсевдом Феодором: фронтально в рост, в левой руке – развёрнутый свиток, правая – в жесте благословения и в то же время указывает на свиток. Так же – в росписи алтаря пещерной церкви монастыря преподобного Феоктиста близ Иерусалима (конец XII в.). Уже в этих памятниках изображение Герасима Иорданского помещается в ряду палестинских аскетов: в соборе Антониева монастыря – среди других палестинских преподобных, в паре с Харитоном Исповедником (на противоположном откосе); на кипрской фреске – с преподобными Ефремом Сирином, Кириаком Палестинским, Феодором Иорданским, Пахомием Великим, Иларионом Великим и Евфимием Великим; в церкви монастыря преподобного Феоктиста – вместе с Саввой Освященным.

 



 
PR-CY.ru