Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ Иорданский

ГЕРАСИМ Иорданский

ГЕРАСИМ Иорданский (ум. в 475 г.) – преподобный; память 4 марта (память в Византийской церкви 20 марта). Житие Герасима Иорданского было написано в VI в. Его составитель использовал рассказы учеников преподобного: одного из основателей палестинского монашества преподобного Евфимия Великого (около 377 – 473 гг.) и преподобного Кириака Отшельника (ум. в 556 г.), написанных выдающимся византийским агиографом VI в. Кириллом Скифопольским. Сведения о Герасиме Иорданском содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха (ум. в 619 г.), где приводится рассказ о том, как вылеченный им лев выполнял послушания старца, что, по мнению автора, служило примером того, как в раю звери подчинялись Адаму. Пишут, что Герасим провидел кончину Евфимия Великого. По мнению историка Афанасия Ивановича Пападопуло-Керамевса (1856–1912 гг.), автором этого Жития был выдающийся византийский агиограф VI в. Кирилл Скифопольский, однако французский католический священник Анри Грегуар (1750–1831 гг.) считал, что подобная атрибуция не имеет оснований, и данное Житие является компиляцией из произведений Кирилла Скифопольского и «Луга духовного» Иоанна Мосха. Сохранились и два других анонимных Жития Герасима Иорданского, а также Житие и чудеса, написанные Космой Ритором, и «Слово» агиографа Константина Акрополита (ум. около 1323/1324 г.). Согласно Житиям, Герасим Иорданский родился в зажиточной семье в области Ликия (Малая Азия) и был назван Григорием. В детстве родители отдали его в монастырь. Сначала он подвизался в Ликии, а затем пришёл в Палестину для поклонения святым местам и поселился отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мёртвое море. Во время четвёртого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.) Герасим разделял взгляды монофизитов, но Евфимий Великий убедил его в ложности их еретического учения (некоторое время он провёл вместе с ним в пустыне Рува, недалеко от Мёртвого моря). Около 455 г. Герасим основал лавру (монастырь Герасима Иорданского), в которой, согласно распорядку, новоначальные иноки жили в общежитии, а духовно опытные – в кельях. Сам Герасим достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи, только по воскресным дням принимая св. Причастие. Однажды недалеко от монастыря он встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочёными овощами. Герасим дал ему имя Иордан. У монахов был единственный осёл, на котором они возили воду, и лев пас его около Иордана. Однажды, когда лев уснул, проходившие с караваном купцы из Аравии осла увели. Герасим решил, что лев его съел. Когда караван возвращался обратно, лев узнал осла и, схватив его зубами за узду, привёл в обитель. Лев прожил со старцем пять лет, а когда Герасим скончался, умер от тоски на его могиле. Она находилась в полумиле от монастыря, впоследствии была забыта, и поэтому местонахождение мощей святого неизвестно. Герасим Иорданский скончался 5 марта; в этот день его память отмечается в латинских и сирийских календарях (Римский Мартиролог, Мартиролог Раббана Сливы). В греческих календарях память Герасима Иорданского празднуется 4 марта и лишь в некоторых списках указывается 5 марта. В ряде византийских календарей его память помещена под 20 марта, что является особенностью агиографических памятников, связанных со Студийским уставом (Евергетидский Типикон первой половины XII в.). С распространением Иерусалимского Типикона окончательно утверждается его празднование 4 марта, которое внесено в современный церковный календарь.

 



 
PR-CY.ru