ГЕРАСИМ - Страница 2

В 1691 г. игумен вологодского мужского монастыря в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Авраамий, братия монастыря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану (1690–1700 гг.), в которой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божьих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиепископу Гавриилу провести дознание. В декабре 1699 г. Гавриил прислал ему отчёт, в котором, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим, какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605-е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи Киево-Печерскаго монастыря». Рассказав о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиепископ Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/1692 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в котором говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (Голубинский. Канонизация святых). Однако почитание святых, по-видимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (конец XVII–XVIII в.). Епископ Евгений (Болховитинов) включил Герасима в свой список вологодских святых (1811 г.). Местная канонизация Герасима подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. епископом Иннокентием (Борисовым). В XIX в. мощи Герасима почивали под спудом в северо-западном углу каменной Троицкой церкви, построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского епископа Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 января 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 января 1895 г., в соответствии с которым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской церкви и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую церковь в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII – начало XX в.: Сборник документов и материалов. Вологда, 2004). О написании образа Герасима некой женой в благодарность за исцеление от слепоты повествуется в «Сказании о чудесах святого», однако там не содержится упоминаний о его облике. В раннем указании иконописного руководства последней трети XVII в. отмечено, что Герасим «сед аки Дмитрей» (упоминается в списке Вологодских святых без указания дня памяти). По-видимому, подразумевалось уподобление преподобному Димитрию Прилуцкому. В подлинниках ХVIII – 1830 гг. под 4 марта дано следующее описание Герасима: «Сед, брада Василия Кесарийского», в других случаях добавлено: «Ризы преподобническия». Две миниатюры с изображением Герасима есть в сборнике Житий Вологодских святых конца XVII в.: святой строит келью (в куколе, с благословляющей десницей) и основывает Троицкий монастырь (в молении, с непокрытой головой).

 



 
PR-CY.ru