Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ

ГЕРАСИМ

ГЕРАСИМ (ум. в 1554 г.) – преподобный Болдинский (в миру Георгий Михайлович), основатель Болдинского Свято-Троицкого монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа. Существует древнее Житие преподобного, написанное его учеником Антонием, по рассказам Герасима. Согласно этому Житию, Герасим родился в Переславле-Залесском в конце XV в. На 13-м году он пришёл к преподобному Даниилу, жившему тогда ещё в Переславском Горицком монастыре, и в течение 26 лет был его учеником, приняв от него и постриг. Исполняя послушание «кожешвеца» (т.е. сапожника), Герасим прославился монашескими подвигами и сделался даже известным при дворе великого князя. Стесняясь славы, Герасим получил от Даниила благословение на уединённую жизнь, удалился в глухой Дорогобужский лес, «аки един от убогих, странствуя в пустыни сей». Место было настолько глухое, что кроме зверей и змей там никого не было. Герасим терпел побои от живших в лесу разбойников и «многие пакости от навет вражиих»; притесняли его и соседние крестьяне. Претерпев много лишений, переселился на Болдину гору, где 25 марта 1528 г. положил основание монастырю в 15½ верстах от Дорогобужа. В монастыре была построена церковь во имя Святой Троицы с приделом преподобного Сергия. Скоро собралась братия, число которой при смерти Герасиме дошло до 140 человек. В 1535 г. Герасим ушёл из монастыря в окрестности Вязьмы и здесь в лесу, где был «сход корчемником, блудником и прибежище разбойником», поставил церковь во имя «проповедника покаяния» – Иоанна Предтечи и положил начало Вяземскому Предтечеву монастырю. Впоследствии Герасим основал ещё два монастыря: один в Брянском лесу (Брянского уезда) с церковью во имя Введения Богородицы, другой (в 1545 г.) в Дорогобужском уезде на Свирковых Луках с церковью во имя Рождества Богородицы. Во все эти монастыри он поставил игуменами своих учеников. Герасим скончался 1 мая 1554 г. и был погребен в Болдине монастыре, где его мощи почивают под спудом в Троицкой церкви, в приделе Иоанна Богослова. У раки его служатся молебны с особой молитвой ему. Перед смертью Герасим опасался «распри многой» среди своих учеников и созвал в Болдин монастырь игуменов и монахов из своих монастырей. В их присутствии он продиктовал «изустную память», заключавшую в себе его краткую автобиографию и краткий устав для его монастырей. Устав преподобного Герасима строго общежительный, запрещающий монаху иметь какое-либо «сокровище» или какое-либо отличие от других в одежде и пище. Обители Герасима носили замкнутый характер: настоятелями в них могли быть только местные «постриженики». Монаха, принявшего постриг в монастыре, даже в случае прегрешения, Герасим предписывал «смирять монастырским послушанием», а не изгонять из монастыря. При игумене состоял совет из 12 соборных старцев, и братия имела право делать представления игумену, живущему «не по Божьей воле», но не иначе как «со смирением духовным». Сам Герасим был образцом для братии: он молол рожь ручными жерновами, пёк хлеб, рубил дрова, мыл бельё, питался хлебом с водой и спал, не ложась. Всякие излишества были изгнаны из монастырского обихода: из напитков был разрешён только «квас дрожденник братский и для гостя той же». Женщины допускались в монастырь только на праздники Святой Троицы, Введения и преподобного Сергия. Лит.: Ключевский, «Жития Святых как исторический источник»; «Житие Преподобного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, и историческое описание Смоленской епархии Дорогобужского Свято-Троицкого Болдина мужеского монастыря третьего класса», М., 1868 г.; Макарий, «История Русской Церкви»; Денисов Леонид, «Православные монастыри».

 
PR-CY.ru